Здоровый интерес Спорт

Крутить педали зимой и летом

Ответы на этот и другие вопросы прозвучали на форуме «ПраРовар», посвященном развитию городского велодвижения в Беларуси.

Результаты социологического исследования представила заместитель директора Центра экологических решений Дарья Чумакова. Так, сегодня в Минске, по разным данным, насчитывается от 770 тысяч до 850 тысяч велосипедов для взрослых. Это в 2,6-2,8 раза больше по сравнению с уровнем 2009 года. Двухколесные машины имеет почти половина взрослого населения столицы в возрасте от 16 до 64 лет (47 %).

Между тем, по результатам исследования, очевиден гендерный дисбаланс: чаще всего байки приобретают мужчины, представительницы прекрасного пола гораздо реже прибегают к услугам этого двухколесного транспорта.

— Около 8 % взрослых минчан (примерно 120 тысяч человек) в сезон ездят на велосипедах почти каждый день. Их можно считать активными велосипедистами, — отметила Дарья Чумакова.

Как есть

Основная причина, по которой минчане не ездят на работу на велосипеде, — неподходящее расстояние. Так ответили 50 % респондентов. Климат не располагает — 14 %. Нет возможности принять душ — 13 %. На боязнь ездить на велике сослались 7 %, еще 5 % — на отсутствие инфраструктуры. 2 % минчан признались, что им просто лень крутить педали.

Есть и удивительные люди, которые, имея велосипед, ни разу на нем не катались. Таковых насчитывается 6 %. Еще 4 % горожан не доставали свой ровар из чулана в течение года. Если учесть пирамиду материальных ценностей белорусов, где одну из ключевых позиций занимает авто, вполне логично распределились голоса респондентов при ответе на вопрос: «Для чего вам в городе нужен велосипед?» Львиная доля опрошенных считает, что велик может стать хорошей альтернативой общественному транспорту или передвижению пешком, но никак не личному автомобилю.

Вместе с тем минчане весьма единодушны в том, что пользоваться велосипедом круглый год в столице проблематично. Основные причины, по которым даже некоторые матерые велосипедисты ставят двухколесных коней в стойло в зимний период, связаны с особенностями нашего климата. «Холодно, мокро, сыро, ветрено» — таков диапазон жалоб минчан. Довольно большая доля опрошенных (25 %) , заботясь о своем байке, не выгуливает его зимой, ведь техника при неблагоприятных условиях эксплуатации быстро изнашивается и ржавеет. «Нет расчищенного пути до пунк­та назначения», — утверж­дают 9 % горожан. На раннее наступление темноты сослались 8 %. Довольно странный ответ: «У нас так не принято», — дали 5 % минчан. Наконец, 1 % горожан честно признались, что просто боятся заболеть.

Председатель правления ОО «Минское велосипедное общество» Павел Горбунов приводит в качестве примера для подражания финский город Оулу, где климат уж точно не мягче минского. Доля поездок на велосипеде там, по данным за 2016 год, превышала 20 %. И это в течение всего года, а не только в сезон. Правда, стоит отметить, что в 2013-м Оулу был признан лучшим городом для зимней велосипедной езды. Там полно велодорожек, и все они находятся под не­усыпным присмотром городских служб.

Вам может быть интересно...  Абсолютный результат

— Сегодня, по данным УП «Минскградо», лишь 1 % от всех передвижений по столице совершается на велосипеде. В Берлине, например, этот показатель равняется 15 %. Ближайшая цель для Минска — довести долю передвижения на велосипеде до 2 % к 2020-му, — отметил Павел Горбунов. — При слаженной работе всех заинтересованных сторон, взаимодействии с городскими властями эта цифра вполне достижима. По нашим подсчетам, городу необходимо 500 км велосипедных путей, увязанных в единую сеть. Причем 140 км уже существуют.

Справка «ВМ»

Первый форум по городскому велодвижению «ПраРовар“ прошел в Минском международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау и собрал более 200 участников из 30 городов Беларуси и зарубежных стран.

Автор: Алексей ЮРЧЕНКО