Общество

Как карта ляжет

мошенники, кредитная карта

Мы с легкостью бронируем номер в гостинице, покупаем билеты на самолет и в кино, разные товары на сайтах виртуальных магазинов с помощью банковских карт. И нередко рискуем. Как не стать жертвой злоумышленников, специализирующихся на съеме денег с чужого пластика через Интернет или с помощью мобильного телефона?

Охота на реквизит

Чтобы добраться до ваших нажитых честным трудом рубликов, преступнику нужны реквизиты карточки.

— Это номер из 16 цифр, срок действия карты и трехзначный код безопасности на обратной стороне. К данным, которые представляют интерес для преступников, можно отнести и различного рода коды для подтверждения операций. Их присылает банк, когда вы платите в Сети или переводите деньги, — поясняет директор карт-центра одного из белорусских банков Ольга Маринич.

Популярная теперь схема махинаций: преступник, представившись сотрудником финансового учреждения, звонит потенциальной жертве или пишет SMS и под убедительным предлогом просит или даже требует предоставить данные пластиковой карты, а еще код, пришедший в SMS или по электронной почте.

— Код — это фактически пароль. А номер карты в банке и так знают, — говорит Ольга Маринич. — Более того, сотрудники финансового учреждения никогда не станут торопить, ссылаясь на безотлагательную ситуацию в духе «продиктуйте номер карты и код с обратной стороны, чтобы отменить подозрительную операцию».

Попали в Сети

В последнее время учащаются мошенничество и хищение денежных средств в Интернете.

— Злоумышленники взламывают личные страницы граж­дан, а затем от их имени рассылают сообщения виртуальным друзьям, — продолжает собеседница. — В них просят о финансовой помощи (перевести небольшую сумму на карт-счет, электронный кошелек, баланс мобильного телефона) либо хотят узнать реквизиты банковской платежной карты. Причины называют разные, но всегда убедительные. Ссылаются, к примеру, на внезапную блокировку карты или потерю денег и документов во время зарубежной поездки. В итоге доверчивые граж­дане переводят деньги преступникам или сообщают им информацию о карточке, которая потом используется для совершения мошеннических операций.

Создают и целые веб-ресурсы, которые имитируют сервисы для совершения денежных переводов и странички интернет-магазинов. Совершая через них операцию, владелец карточки одновременно передает ее реквизиты преступникам.

В кафе и отеле

Что делать, если в кафе официант унес вашу карту, чтобы провес­ти оплату через терминал?

— Ситуаций, когда карточка пропадает из вашего поля зрения, следует избегать. Попросите принести вам терминал для оплаты либо пройдите с официантом к месту его расположения. Не стоит передавать банковскую карту в чужие руки. Легко сфотографировать ее и впоследствии использовать реквизиты для покупок, — говорит Ольга Маринич.

Как быть с сайтами бронирования гостиниц?

— Официальные сайты соответствуют требованиям безопасности в индустрии платежных карт и строго относятся к таким вопросам, поэтому опасаться тут не стоит. Вместе с тем мы советуем не совершать операции на сайтах, если их содержание вам непонятно (например, сведения только на незнакомом языке) или там нет подробной информации о фирме, контактных данных для обратной связи, — объясняет собеседница.

На одном белорусском ресурсе (покупка билетов в кино) запрашивают все реквизиты вплоть до трехзначного кода, размещенного на обороте карты…

— Трехзначный код как раз и был придуман для подтверждения операций, совершаемых в Интернете, поэтому его ввод — одна из мер безопасности. Оптимальным же вариантом для интернет-платежей является выпуск отдельной карты к отдельному счету. И обязательно подключите SMS-оповещение — так вы будете оперативно получать информацию о совершаемых по карточке операциях, — рекомендует директор карт-центра.

Опасный сайт может быть почти точной копией реального, но все же его можно опознать по нескольким признакам:

адресная строка страницы начинается с http вместо https. Кстати, буква s в названии как раз и означает Secure — защита;

мало информации и много орфографических ошибок в тексте;

ошибки и недочеты в дизайне;

лишние или неверные буквы в названии сайта или иная, чем у официального, доменная зона.