Торговый ряд

Боги маркетинга

рынок, карикатура

«Вечерка» продолжает подслушивать, о чем говорит народ на Комаровском рынке. Слухи, сплетни, умонастроения, досужие разговоры. В принципе, так было всегда. Все наболевшее и интересное население выносило на рыночную площадь. Комаровка выбрана лишь по той причине, что это главный рынок страны.

В минувшую субботу покупателей на сезонном рынке было немного, и это понятно — по городу бушуют ярмарки. Там летают чугунные по тяжести ядра 40-копеечной капусты, разбираются баррикады из мешков лука по полтиннику, клубится сортовой картофель по 35 копеек за кило. Продавцы на Комаровке спокойны. ­Отец маркетинга американский консалтинговый гений Джон Фрэнсис Траут учил, что кратковременный успех — враг развития. Ярмарки пройдут, рынок останется.

На привычное место в углу территории завезли живой товар три рыбхоза. Машины стоят рядом, цены одинаковые. Покупатель капризничает и боится угодить в наполненную дождем лужу. Как при такой конкуренции продавцу стать успешным? Но в одном из хозяйств работают опытные маркетологи. В своих трудах Джон Траут призывал их к максимальной искренности в общении с покупателем. «Откровенность обезоруживает», — подчеркивал учитель. Вняв рекомендациям, маркетологи сопроводили ценники сопутствующими сведениями о количестве в карпе жиров, белков, наличии необходимых витаминов, указав заодно калорийность рыбы. Толстолобик по своему биохимическому составу, видимо, считается однояйцевым братом-близнецом карпа, поэтому потребительская информация о нем дублируется. В любом случае получается откровенно и ценник располагает к покупке. Увы, финансовые успехи отца маркетинга состоялись до появления смартфонов. К машинам подходят две диетирующие дамы. Похудание через переедание — это сейчас модно. Часто и подол­гу работая челюстями, человек одновременно сжигает поступающие в организм калории. Судя по сумкам, покупательницы уже сбросили в мясных рядах по сотне руб­лей и сейчас примериваются к рыбе. Узнав из ценника, что в 100 г карпа содержатся 109 килокалорий, женщины достают смартфоны и призывают на помощь Google.

Тот отвечает, что это много и в шесть раз больше, чем в петрушке. Подумав, дамы выбирают по рыбине на соседнем прилавке, где о товаре не сообщается ничего, кроме ­цены.

Японская пословица гласит: когда созревает хурма, врачи остаются не у дел. Если это так, очереди в поликлинике сейчас должны исчезнуть. Хурмы на Комаровке вдоволь, и цены начинаются от полутора рублей. К одному из лотков продавец прикрепил бумажку, начертав на ней «ка-ки», и я его понимаю. Напиши он оба слога слитно, а не через дефис, неискушенный покупатель воспримет получившееся слово как общую характеристику товара, но не его название. Меж тем каки — всего лишь японский гибрид ­хурмы и яблока. Медики считают его едва ли не панацеей, избавляющей в том чис­ле от расстройства желудка. Что касается названия… Бразильский полузащитник Рикардо Кака признавался лучшим футболистом года и зарабатывал миллионы. И сиди сейчас на месте продавца за прилавком Джон Траут, он бы не стеснялся. В его методологии сформулирован закон фокуса. Клиент завоевывается ярким, фокусирующимся в сознании слоганом. Достаточно добавить к названию фрукта любую фантазийную рифму — и рост продаж обеспечен.

Вам может быть интересно...  Липовая липа

К сожалению, полетам рек­ламных идей иногда мешает административная перестраховка. В самом деле, что это за табличка на одной из витрин в крытой части рынка? «Уважаемые покупатели! На данном месте реализуется продукция, изготовленная физическим лицом, без прохождения ветеринарной и санитарной экспертизы и документов, подтверж­дающих ее качество и безопасность». Хочется немедленно посмот­реть в глаза физическому лицу. Как ты мог?! А лицо, сиречь продавец, всего­ лишь торгует собственноручно изготовленными тортами. Джон Траут ему уже не поможет: покупатель напуган и идет в мясные ряды. Он еще не знает, что там работают боги маркетинга ­80-го­ уровня. Их ласковая речь завораживает, пассы руками вводят в транс: «Скидка действует только до вчерашнего дня, но именно вам делается исключение». Студент­ка, пришедшая за свиной печенкой, замирает, как кролик, и переводит взгляд на филей, который в обычные дни для нее дорог…

Кстати, вы не знаете, как готовить свиные уши? Спрашивается: зачем я их купил?