Дела житейские

Средства защиты

Вы знали, что велосипед безопаснее хранить на улице, чем в подъезде собственного дома? Невероятно, но факт

В Минском велосипедном обществе прямо заявляют: чаще всего велосипеды угоняют из тамбуров и с лестничных клеток много­этажек.

— А все почему? — задает риторический вопрос председатель правления Минского велосипедного общества Павел Горбунов. — Так, владельцы двухколесного транспорта свято уверены, что дверь с кодовым замком и камера видеонаблюдения помешают вору угнать железного коня. Уверены настолько, что даже замок навесить не утруждаются. А потом хотят, чтобы милиция нашла «кого-то в куртке с надвинутым на лицо капюшоном» по записи камеры.

«А я вот на балконе храню», — самоуверенно скажете вы. Спешим разочаровать: ненадежное место.

— Знаю несколько случаев, когда велосипеды в таких случаях воровали строители, нанятые для ремонтных работ, — подключается к разговору директор Минского велосипедного общества Анастасия Янчевская. — У них, как правило, полный доступ не только к квартире и тамбуру нанимателя, но и к соседским балконам.

И если у нас могут пострадать жители первых и последних этажей, то украинские умельцы крадут велосипеды даже с лоджий третьего, четвертого и прочих.

Поэтому запоминаем главное правило любого велосипедиста: не жалеем денег на качественный велозамок.

Справка «ВМ»

Более 160 человек подали заявления в милицию о краже велосипедов за шесть месяцев этого года. Как сообщает ГУВД Мингорисполкома, в 70 % случаев двухколесные украдены из подъездов и тамбуров многоквартирных жилых домов. И весь этот транспорт был не пристегнут. Правонарушения совершаются в основном в будни в рабочее время. Раскрыто 60 % подобных преступлений.

Скупой платит дважды

— Любят многие минчане купить дешевый тросиковый замок за 4-5 рублей, — замечает Павел Горбунов, — диаметром 5 мм, который ломается в полторы секунды. Видишь где-нибудь на парковке дорогой велосипед на такой вот штучке и удивляешься: чем думал владелец?

Наверняка тем же местом, что и хозяин, который фиксирует транспорт за седло. Поверьте, такое не только в интернет-байках встречается.

Специалисты советуют привязывать велосипед за раму, так надежнее. Но для этого должна быть соответствующая — высокая — парковка. А вот за колеса лучше не фиксировать. Они легко скручиваются, и большая часть байка уносится на счет «раз», ведь купить колесо — не такая уж серьезная трата, примерно 60-100 рублей. Поэтому не поступаем, как в известной пословице, и покупаем хороший цепной или ­U-образный замок, которые ворам сложно перекусить.

Вам может быть интересно...  Замечательный сосед

— Многие из таких крепежей идут с кронштейнами, которые позволяют прикрепить к велосипеду и не носить довольно тяжелый инвентарь в рюкзаке, — уточняет Павел Горбунов.

Кстати

В Минске действуют 8 перехватывающих (у станций метро) велопарковок. По две у станций «Немига», «Малиновка» и «Каменная Горка», по одной у «Борисовского тракта» и «Уручья». Всего на них более 60 парковочных мест.

Есть сигнал

Двухколесное транспортное средство можно оборудовать ­GPS-маяками.

— Они прячутся в раму или седло, — проводит ликбез Павел. — Стоят около 40 рублей. Они позволяют отследить траекторию угнанной машины, но нуждаются в постоянной подзарядке.

На велик можно поставить даже сигналку.

— Работает на батарейках, сделана из противоударного пластика. Чтобы ее сбить, нужно хорошо постараться — оборудована кодовым замком, — продолжает эксперт. — Найти такую можно за 14-16 рублей.

Дешево и сердито. Вопрос: насколько эффективно? Скажем, если байк запаркован неподалеку, владелец услышит сигнализацию и быстро выбежит на шум. Если услышит в не самых тихих городских усло­виях…

Но если вы запарковались, скажем, у конечной станции метро на перехватывающей велопарковке и по­ехали в офис, к примеру, в районе площади Победы?

Теоретически сигналка будет эффективна против «сознательных» воров, которых смущают косые взгляды прохожих. Против тех, кто видит цель и не видит препятствий, не поможет.

В таком случае есть смысл задуматься о трекере, оснащенном SIM-картой.

— СМС даст знать, когда вашего коня попытаются украсть, а маяк позволит отследить перемещение, — разъясняет Павел. — Стоит такая игрушка 40-60 руб­лей.

Еще одна противоугонная мера — не провоцировать воров.

— Знакомый как-то оставил велосипед на Привокзальной площади, — вспоминает Анастасия. — Поставил на подножку и отошел билет купить. Вернулся — велосипеда нет. Собрался обращаться в милицию, но выяснилось, что как раз стражи правопорядка двухколесный и изъяли: через пару метров знакомый натолкнулся на патруль, который «угнал» транспорт до выяснения обстоя­тельств и обнаружения владельца. Велосипед вернули, а с беспечным хозяином провели воспитательную беседу.

Поэтому, перед тем как оставить велик где бы то ни было, убедитесь, что он хорошо зафиксирован качественным замком к надежной опоре.

Если не уберегли

— Купили велосипед — сфотографируйте его со всех сторон, обязательно запишите серийный номер, — советует Павел. — Чтобы в случае кражи вы могли детально описать свое имущество и существенно увеличить шансы на его возврат.

Вам может быть интересно...  На минорной ноте

Напомним: в Минске сего­дня насчитывается почти 800 тысяч велосипедов. И найти ваш угнанный транспорт по описанию «синенький с двумя педальками» милиции будет весьма затруднительно.

Страховка велик бережет

Услуги страхования в Беларуси, к сожалению, не очень популярны у населения. А уж велосипед страховать — случай из ряда вон. Павел Горбунов советует не пренебрегать этой услугой. Под страховые случаи подпадают не только ДТП с участием как велосипедиста, так и пешехода, но и кража транспорта из общественного места в ночное время.

Заключить договор можно с компаниями «Белгосстрах» и «Белнефтестрах». Цена вопроса — 7-8 % от стои­мости железного коня в год.

Без лишних понтов

Не стоит вкладывать в велосипед большие деньги. Особенно если он вам нужен для каждодневных поездок на небольшие расстояния.

— Это транспорт, в котором важен комфорт, — рассуждает Анастасия Янчевская. — Мы же не выбираем самый красивый автобус, стоя на оста­новке?

Вот и при покупке велосипеда честно ответьте на вопрос: для чего он вам нужен? Так ли уж необходимы 27 скоростей, лучшая амортизация вилки и очень узкое спортивное седло для поездок на работу или неспешных прогулок по городу раз в неделю.

— Качественный и удобный велосипед можно найти за сумму до 400 рублей, — говорит Анастасия. — Комфортная посадка зависит от рамы, которая не влияет на стои­мость. А вот вилки, седла, скорости влияют. Кстати, практика показывает, что любители в течение первых двух лет эксплуатации велосипеда никакой разницы в этих вопросах не замечают. Поймет и оценит такие нюансы лишь специалист с большим опытом езды.

Не пропустите

Если кто еще не в курсе: в Минске есть своя велокухня «Гараж 38». Это общественная мастерская, которая разместилась в гараже по адресу: пр. Независимости, 44Б. Здесь не просто устранят причину поломки велика, но и дадут владельцу в руки ключ, отвертку и другой нужный инструмент, чтобы он справился с проб­лемой самостоятельно. В «Гараже 38» в ворохе зап­частей, которые оставляют на нужды мастерской неравнодушные велолюбители, можно найти необходимую деталь. За помощь здесь денег не берут.

Как раз сегодня, 26 июля, в 19:00 «гаражники» приглашают отметить 5-летний юбилей мастерской. Обещают интересные рассказы о путешествиях, мастер-классы, настольные игры и вкусный чай.