Молодые в культуре

Тонкости хенд-мэйда

Выбираю украшение в подарок. Посмотрела и в магазине, и на рынке, и на китайском сайте — все не то. Вспоминаю, что в Синеокой много мастериц, делающих удивительные кулончики, сережки и кольца своими руками. С тремя из них мне удалось поговорить о выставках для дизайнеров, художественном образовании и самореализации в Беларуси

Поэзия металла

Анастасия Фененко работает с медной и латунной проволокой и полудрагоценными камнями — создает винтажные гребни для волос, серьги, броши и браслеты. А еще — зеркала в кованой оправе. Сейчас трудится над серией подсвечников в таком же старинном стиле.

— У меня нет команды, все делаю сама, без специального оборудования. Но для любимого занятия всегда находятся время и силы, — отмечает мастерица.

Есть категория людей, которые бросают офисную работу и начинают заниматься делом для души. Это здорово, хотя шаг рискованный и на него трудно решиться.

По образованию Анастасия — инженер-электромеханик. А ее родители — творческие люди, художники. Поэтому все детство рисовала и занималась музыкой. Как-то рассыпались любимые бусы — решила починить их сама. И завертелось.

Ее изделия напоминают стилистику стимпанка, потому что в них много металлических штрихов и замысловатых узоров, они похожи на сложные механизмы.

— Все, что я делаю, очень женственное. Вдохновляет меня природа. Ее формы совершенны. Мастеру нужно лишь увидеть эту первозданную красоту и передать ее в своих работах, — уверена Анастасия Фененко.

Несмотря на популярность рекламы в Instagram и других соцсетях, автор не занималась своим продвижением в Интернете. Хотя многие рекомендуют. Правда, участвовала в Фестивале национальных культур. Вылазки к людям, в город — хорошее дело, но большой финансовой выгоды, по ее словам, от них нет.

— Молодому хендмэйдеру в нашей стране нужно сразу иметь внушительную коллекцию вещей и их качественные фото. Конкуренция довольно большая. Перед тем как выйти на широкую аудиторию, подарите что-то лучшей подруге, проверьте реакцию. Близкие всегда подсказывали мне, в каком направлении двигаться, — говорит дизайнер.

На каждое изделие у нее уходит минимум 5 часов. Над сложной композицией можно и сутки просидеть. И это не учитывая время на закупку и сортировку материала, а также разработку идеи.

— Как бы порой ни было трудно, я счастлива, что могу дарить кому-то радость своим творчеством. Это мой главный стимул, — говорит Анастасия.

Соло на глине

Натуральная и полимерная глина стала вдохновением для еще одного молодого автора — Анны Добриян.

— Не могу долго заниматься одним делом, поэтому все время искала что-то новенькое. Для хендмэйдера единственный способ реа­лизоваться — это выработать свой стиль, а значит, не останавливаться в поиске. После глины я заинтересовалась медью. Пересмотрела кучу мастер-классов, изучила разные техники обработки металла и стала сочетать его с пластиком, стеклом, натуральными камешками. Сегодня в работе использую методы ковки и пайки изделий, — поясняет Анна.

На этом она тоже не остановилась. Недавно увлеклась керамикой — делает предметы интерьера, посуду, наборы для ванной, сувениры, а также керамические кабошоны и вставки для своих украшений.

— Времени, конечно, на это уходит много, но стараюсь все успеть, несмотря на то что у меня семья, дети и в сутках всего 24 часа. Час­то приходится жертвовать сном, ведь если пришла в голову идея, то, пока ее не реализую, не успо­коюсь, — признается мастерица.

Кому-то из художников близка космическая атмо­сфера, кому-то геометрические формы, абстракции, а вот Анне — животный и рас­тительный мир.

— Как появляются идеи? Иду осенью по парку, вижу листья на земле, они такие яркие и сочные — раз, и эскиз броши родился в голове! Отпечаток лопуха на глине — вот и блюдечко. А сколько людей, которые безум­но любят своих домашних питомцев, что даже готовы носить их изображение в виде кольца! Жалею, что у меня не хватает мастерства, чтобы более реалис­тично передавать природную красоту, — продолжает собеседница.

Только на первый взгляд лепка из полимерной глины и из природной — похожие занятия. Для полимерки важны чистота, отсутствие пыли. Для природной — много стеков разных размеров. Сильно различается термическая обработка. Если пластиковым изделиям хватает обычной духовки на кухне, то для керамики нужна печь, которая может разогреваться и до 1 000 градусов.

— Материалы для дизайнеров не из дешевых. Глазури, камни, фурнитура — всё стоит немалых денег. Да и найти их порой сложно. Час­то заказываю из-за рубежа. Но рынок хенд-мэйда у нас развивается, и любой художник, если захочет, может стать успешным на родине, — уверена Анна.

Сейчас в ее планах — поучаствовать в выставках авторских изделий. В Минске это «Млын». В апреле состоя­лась современная ярмарка авторских подарков Sarafan. Только и следи за ново­с­тями.

— Начинающим хендмэйдерам советую делать качественный продукт, не скупиться на материалы, фурнитуру, инструменты. Пусть будет пять кулонов, а не пятьдесят, зато качественных, — говорит Анна.

Вторая кожа

Еще одна дизайнер, Юлия Ромель, предпочитает из всех материалов кожу — натуральный, пластичный и долговечный материал. Ее броши, похожие на большие морские цветы,будто двигаются — лепестки очень реа­листичные.

— Мои работы предназначены для женщин, но я планирую выходить и на мужскую аудиторию. Мужчины тоже носят украшения, и это нормально, — отмечает Юлия.

Толчком к творчеству для нее стал декретный отпуск. Наверное, именно в этот период, по словам дизайнера, у женщины открываются творческие чакры.

— Рынок хенд-мэйда в Беларуси стремительно развивается. Но, к сожалению, пока не все могут оценить ручной труд. Поэтому часто моими покупателями и заказчиками являются иностранцы, — утверждает Юлия.

Что касается советов для молодых хендмэйдеров, то дизайнер рекомендует активно участвовать в выставках-ярмарках, чтобы не только реализовать результат своего творческого труда, но и заявить о себе, познакомиться с коллегами.

Все ее изделия проходят много этапов. Чтобы придать объем коже, Юлия обрабатывает ее клеевым составом, а потом сушит. Остается собрать цветок, умудрившись вклеить в сердцевину, например, композицию из камней.

— Бывало, мой доход от хенд-мэйда превышал зарплату. Ремесленники могут размещать фото своих изделий в соцсетях, сдавать бижутерию в уже действую­щие магазины. Так что не соглашусь, что заработать в этом деле невозможно. Были бы желание и упорство, — уверена мастерица.

Совет

Молодым хендмэйдерам дизайнер Юлия Ромель рекомендует активно участвовать в выставках-ярмарках, чтобы не только реализовать результат своего творческого труда, но и заявить о себе, познакомиться с коллегами.