Как это сделано

Газетная кухня

дом печати, минск

Кто листает свежую «Вечерку» самым первым в городе? Какие технические тонкости скрываются за производством красочных номеров? Об этом и не только — в репортаже из Белорусского Дома печати

— Печать тиража «Вечерки» продолжается примерно 6 часов. На него уходит около 30 рулонов бумаги. Если в длину, то это 300 километров, а по весу — 12 тонн, — рассказывает начальник газетного цеха Александр Марцинкевич.

После того как редакция отдает в типографию готовые полосы-файлы свежего номера, читателям остается лишь дождаться следующего утра — и газета как по волшебству появится в почтовых ящиках, в метро и других местах распространения. Но в цехах Дома печати все только начинается.

Мастер смены получает электронный вариант газеты с ее данными. К ним относятся количество полос (страниц), цвета, характеристики бумаги. Потом файлы поступают на спусковые машины, где формируется очередность полос. Делаются пробные плоттерные распечатки, которые должен проверить специа­лист из редакции.

дом печати, минскПотом это все превращается в печатную форму, которая выглядит как большой алюминиевый лист с фрагментами фотографий и заголовков. Все сразу не пропечатывается, каждый цвет — отдельно. Сначала голубые элементы, потом черные, пурпурные и желтые. С 2005 года здесь применяется новая технология цветной печати на автоматизированных немецких машинах — СtP (Computer to Plate).

— Работаю в Доме печати с 1983 года. Раньше подготовительный этап изготовления газеты занимал не 20 минут, как сейчас, а часа полтора. Почти все вручную. Приходилось делать диапозитивы, обрезать их, приклеивать на шаблоны, соблюдая раскладку страниц, обрабатывать в тяжелых копировальных рамах, — рассказывает монтажист производственно-издательского центра Нина Цыганкова.

Она любит читать «Вечерку». Нравятся четкая рубрикация, яркий дизайн, познавательная информация о родном городе из первых уст.

Как работники типографии все запоминают и высчитывают? Ведь малейшая ошибка — и тираж может «вылететь». Устаревшее технологическое оборудование, к слову, еще осталось — иногда используется при производстве книг, напоминает рент­ген-кабинет или солярий. На нем нужно было бы 32 формы для «Вечерки» не только сделать, но и изогнуть, чтобы легли на вал печатной машины.

— Сейчас специалист просто закладывает форму, компьютер получает информацию — и запус­кается устройство, которое лазером выжигает нужные цветовые элементы, — поясняет оператор СtP Светлана Толкач.

дом печати, минскЗатем формы попадают на пробивочно-загибочный станок. Готово! Пора на печать? А вот и нет. На отдельном компьютере нужно отрегулировать все ее характеристики, особенно касающиеся бумаги.

— Кстати, бумага у «Вечерки шикарная. Еще лет 15 назад все было иначе. Конечно, она тоже может пожелтеть, если положить ее на солнце, но когда я смотрю на «Вечерний Минск», мне кажется, что это глянцевый журнал! — отмечает Александр Марцинкевич.

Четко, как под метроном, свежие газеты, кажется, с еще не высохшей крас­кой выкладываются на ленту — и взмывают под потолок. Счетно-вычислительные устройства формируют из них пачки, вес каждой не должен превышать 7 кг.

дом печати, минскХранятся рулоны бумаги в отдельном цехе при температуре +16 °С и влажности 80 %, которая не позволяет ей пересыхать и ломаться. Запах здесь стоит фантастический! Для перевозки рулонов используются ленты напольного транспортера.

Кстати, 75 000 оттисков в час — это максимальная скорость печатной машины. Но для «Вечерки», по словам Александра Марцинкевича, достаточно и 25 000. Это оптимальное значение. Сейчас, в отличие от начала ­2000-х, газету можно делать более яркой и качественной. Но это по-прежнему долгий и кропотливый труд.