Культура Молодые в культуре

Философия формы и времени

Но почему же до сих пор актуальна проблема миграции талантов? Чего не хватает им на родине? Каким должен быть современный скульптурный облик столицы?

Дмитрий Дядечко и Антон Тихоновец — скульпторы, недавно вступившие во взрос­лую творческую жизнь. Но за плечами у них уже имеется багаж ценного опыта. Они и навели на размышления о тенденциях и проблемах одного из самых загадочных и сложных видов искусства.

Культурная составляющая

Дмитрий Дядечко учится на 4-м курсе Белорусской государственной академии искусств. Несмотря на постоянные творческие поис­ки, предпочитает реализм, но в сочетании с модернизмом. Досконально изучает анатомию, пластику, гармонично воплощая полученные знания в фигуры людей и животных.

В будущем планирует заниматься 3D-моделированием, потому что, по его словам, это более прибыльно. Но и скульп­туру в ее классическом виде не оставит.

— К сожалению, сейчас скульптура — очень дорогое удовольствие. Материалы стоят немало, а заказов не так много. Основные берет на себя Белорусский союз художников. Чтобы пробиться, недостаточно быть талантливым. Нужно уметь вертеться, — говорит Дмитрий.

Молодой мастер отмечает большие плюсы обучения в Академии искусств. В стенах родного вуза всегда можно выставить работы — там действует своя галерея. Произведения студентов показывают на коллективных выставках во Дворце искусства. Да и мастерские предоставляют.

— На одном из пленэров наша команда заняла второе место. Вполне почетное. А получили мы за это… тортик. Приятно, конечно, но почему-то многие забывают, что художникам тоже на что-то нужно жить. Особенно когда приходится платить и за мастерскую, и за квартиру, — отмечает Дмитрий.

Подрабатывает скульптор преподавателем в арт-школе. Планирует остаться на родине, несмотря на сложности:

— Здесь мои корни. И с родным городом связаны многие творческие задумки.

Каких же скульптур, по его мнению, не хватает Минску? Оригинальных и необычных, но грамотно вписанных в архитектуру. Проще всего освоить спальные районы.

Например, среди много­этажных коробок отлично смотрелись бы, разбавляя пространство, высокие, даже под 10 мет­ров, абстрактные яркие композиции, способные конкурировать с окружением, дополнять его, но не теряться. Как, например, металлические пауки Луизы Буржуа или небесная сфера Аниша Капура. Но пока в таких местах хорошо развивается разве что строительство торговых центров. Это тоже нужно, но стоит думать и о культурной составляющей среды.

Выходит, что при строительстве будущих районов стоит активнее привлекать к работе художников, причем с самого начала. А не наоборот: построить дома, а потом ломать голову, как спасти людей от серости и однообразия.

Кубик Рубика из керамики

Антон Тихоновец окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств. Создает скульптуру в керамике.

— Почему именно этот материал? Я просто не ищу легких путей. Работа с керамикой — это постоянное решение головоломок. Она сложнее, чем, например, работа с деревом. Нужно все просчитать, даже с помощью математических формул. Интересно не просто воплотить образ, но и решить определенную задачу. Это испытание, каждое произведение, как кубик Рубика, — рассказывает скульптор.

Вам может быть интересно...  Тоннели выводят на свет

Любимый стиль — сюрреализм, объединенный с минимализмом. Да, звучит странно, но у молодого человека действительно получается совмещать, казалось бы, несовмещаемое. Одни только его рыбки с загадочными круговыми узорами и квадратными «лицами» чего стоят!

Антон Тихоновец — активный участник коллективных выставок, в том чис­ле международного пленэра по керамике «Арт-Жыжаль», различных биен­нале и триеннале, а также «Осеннего салона с Белгазпром­банком». Таких мероприятий, где продавались бы скульптуры молодых, по его мнению, должно быть больше. Если бы салон проходил хотя бы два раза в год, это уже изменило бы материальное положение молодых талантов в лучшую сторону.

— Современному скульп­тору сложно сохранить свой стиль, не подгоняя его под массовый, ведь нужно искать, где заработать деньги: делать попутно сувениры, например. Но проблема не только в денежной поддержке, а и в общей культуре людей. Мало кто понимает, насколько трудоемкий, затратный и кропотливый труд — создать скульп­туру, что это не штамповка, а акт творчества, результатом которого является абсолютно уникальный продукт, — отмечает Антон.

Как научить людей воспринимать современное искусство, которым, как правило, и увлекаются молодые? Например, для этого можно чаще проводить крупные выставки нового формата и международного уровня. Нужно ценить свое, но и перенимать чужой опыт, расширять аудиторию. Белорусы больше привыкли к реализму, и только время поможет сделать взгляды людей более раскованными и менее консервативными. А еще скульптуре, как и любому другому виду искусства, нужен пиар, чтобы выйти из замкнутого мира мастерских и галерей.

Кстати, о галереях. Антон Тихоновец уверен: чтобы выставки имели больший резонанс, на их открытие нужно активнее привлекать молодежь. А для этого сами открытия делать более яркими.

Например, стоит отказаться от многословных вступительных речей, после которых людям поскорее хочется разве что домой, чаю и спать.

— Лучше записать интервью с художником или куратором на видео, запустить его на экран и транслировать по ходу экспозиции. Тот, кому интересно, обязательно послушает. Неплохо дополнить это интервью фотографиями процесса создания работ или самой экспозиции, — предлагает Антон.

В конце этого года он планирует организовать свою выставку. О концепции еще, правда, не думал, но это будет экспозиция-продажа.

Говоря о скульптурах в Минске, мастер отметил, что не нужно бояться сочетать в городе разные стили и направления — от классического реализма до необычных, радикальных модернистских решений.

Социалистический реализм уходит в прошлое. Сего­дня очень важен философский подход к материалу и формам. Людям не хватает размышлений, они все время бегут, «проглатывая» все на лету.

А еще очень хотелось бы наконец увидеть в Минске масштабный парк скульптур, о котором речь идет уже лет десять. Он стал бы идеальной творческой площадкой для молодых художников, где можно и пленэры проводить, и перформансы, и творческие встречи, и фестивали. Начало положено. Это проект «Арт-острова“, выставка скульптур из вторсырья в Верхнем го­роде…

Вам может быть интересно...  Читай-город

А вот как вписать скульптуру в парки — самое идеальное для нее пространство? Это ведь тоже интересная творческая задача. В парках, согласитесь, люди должны больше прогуливаться, дышать свежим воздухом и получать удовольствие от природы, а не стоять возле череды палаток с попкорном и пирожками. Дело, конечно, хорошее, но эпоха развлечений не должна вытеснять привычку думать и созерцать.

Мнение

Народные скульптуры того же Владимира Жбанова прекрасны, нужны, но, по мнению Антона Тихоновца, слишком прямолинейны, со временем они сливаются с пространством. А главная роль скульптуры — изменять его, завершать образ мес­та, пробуждать эмоции и провоцировать мысли. Постсоветский человек стремится к тому, что ясно и понятно. Это и иниции­рует скульптуру только определенного рода.

Автор: Мария ВОЙТИК