Культура Молодые в культуре

Двигатель музыкального прогресса

Если вы хотите стать известным, но не верите в силу Интернета, вряд ли у вас что-то получится. Можно, конечно, раздавать билеты на улице, притворившись, что старые добрые 80-е не канули в Лету.

Еще вариант, на который почему-то многие уповают, — телевидение. Ну показали вас разок на экране — и через пару дней благополучно забыли. А любой творец нуж­дается в постоянном отклике. Именно благодаря новым технологиям с саморекламой у молодых музыкантов нет проблем — заниматься этим может каждый. Вопрос лишь в том, насколько эффективно.

Справка «ВМ»

Цель проекта Future Sounds Of Minsk — повысить статус белорусской музыки, способствовать формированию арт-рынка путем совершенствования подготовки артистов. Также он призван объединить талантливых людей на одной площадке для обмена опытом и контактами, чтобы новички могли поучиться на чужих ошибках и узнать, как эффективно развивать свой проект на стадии его зарождения. Следующая встреча планируется в мае.

Проще, чем кажется

Можно создать свой сайт, сообщество в социальных сетях либо выкладывать аудио­треки там же, но на личной страничке.

Недавно в Минске стартовал образовательный проект Future Sounds Of Minsk, где на каждой лекции музыкальным коллективам и исполнителям выдают четырехчасовой устный «путеводитель», посвященный тому, как писать только классные треки, организовывать концерты, участвовать в фестивалях. В прошлый раз говорили о пиаре в Интернете.

Идеальных рецептов по­пулярности, как выяснилось, нет. Главным выводом меро­прия­тия стало вполне предсказуемое: делайте качественный контент, то есть музыку и тексты.

Этот факт подтвердил SMM-директор одного из digital-агентств* Алексей Ткачук:

— Перед тем как создавать песню, подумайте, зачем она людям и кто ее будет слушать. Какую идею вы вкладываете в произведение? Чтобы стать популярным в соцсетях, не обязательно накручивать подписчиков и «бомбить» перепосты. Создавайте приличную музыку — и она сама будет привлекать слушателей.

Кстати, самой популярной площадкой для рекламы сейчас выступает «Инстаграм»: люди все больше ориентируются на визуальный контент, а не на километры текста.

Роль команды

В идеале у музыканта должен быть менеджер, который станет следить за всеми интернет-делами: количеством подписчиков, работой группы в соцсетях, публикациями в СМИ, чтобы творец сидел и создавал свои произведения, а не заглядывал каждую секунду в смартфон.

Но лишь единицам повезло собрать команду с четким распределением ролей, многие делают все чуть ли не в одиночку. В этом случае стоит привлекать к помощи друзей, знакомых, всех, кого можно. Музыканту нельзя, стесняясь, прятаться в своей раковине.

Вы слышали, что делает суперпопулярный среди молодежи рэпер Бакей? Послушайте, поднимите самооценку. Фраза «Кто, если не я?» должна стать вашим девизом.

Вам может быть интересно...  По обе стороны вдохновения

Еще один секрет популярности — подготовка треков со­вместно с другим коллективом. Тогда слушатели одного исполнителя или коллектива объединяются с поклонниками другого.

Слово корифеям

Хороший рецепт засветиться предложила вокалистка группы Shuma Руся:

— Как только вы создали композицию, например, в джазовом жанре, обратитесь за советом к топовым музыкантам этого направления. Не бойтесь критики! Зато, если им понравится, они порекомендуют вас еще кому-то . Да и опытом поделятся.

Популярные музыканты не всегда закрыты, это стереотип. Сама Руся, например, активно общается в Сети со своими поклонниками. Конечно, это отнимает уйму времени, но результат того стоит.

А вот чтобы попасть в электронные СМИ, как рассказали на одной из встреч в рамках Future Sounds Of Minsk сотрудники ряда интернет-порталов, нужна история. То есть не просто написать альбом или трек, а сопроводить это все клипом, рассказом о своих увлечениях, судьбе, нелегком пути, если угодно.

Итак, можно ли остаться нормальным человеком в этой гонке за лайками, комментариями и просмотрами историй в «Инстаграме»? Разу­меется, если не доходить до фанатизма.

Площадка для начинающих

Неплохим стартом для молодых исполнителей будет специально созданное в социальной сети «ВКонтакте» сообщество «Белорусская андеграундная сцена». Проекту уже 5 лет. У каждого участника есть шанс быть услышанным, даже если его творчество — не формат радиостанций, телевидения, больших концертных залов.

В первую очередь сообщество занимается распространением белорусской музыки в стилях рок и метал, но из-за тенденции к смешению жанров в паблик** попадает и синти-поп, и легкий инди. Как оказаться в проекте? Например, написать одному из создателей — Илье Студенку или Александру Алексееву.

Сейчас «Белорусская анде­граундная сцена» объединяет больше 6 тысяч участников. Кто-то хочет найти интересную музыку, кто-то  — заявить о себе. Но еще ребята сотрудничают с десятком организаторов музыкальных мероприя­тий — те активно размещают в сообществе анонсы своих концертов и заодно мониторят творчество молодых групп. Если повезет и тебя заметят, то можно потом и на разогреве у зарубежных звезд выступить.

Если сначала сообщество выглядело как стенгазета, то потом появилась обратная связь — голосование с подведением итогов о лучших и худших музыкальных произведениях месяца, а затем и года. Все для того, чтобы подстегнуть музыкантов делать более серьезный продукт. Ведь оценка большого количества людей в Интернете более объективна, чем мнение троих друзей.

— Наш паблик держится только на энтузиазме и вдохновении, поэтому хотелось бы видеть больше поддержки от тех, кому мы помогаем, — самих музыкантов. Если у вас вышел клип или сингл — присылайте. Работаете в музыкальном магазине, на студии или репетиционной точке? Можете оставить объявления в сообществе, — отметил Илья Студенок.

Нотами сыт не будешь

Жаль только, что сообщество работает лишь на презентацию музыки — денег тут не заработаешь. А знаете, сколько стоит более или менее приличный микрофон для записи вокала? Долларов 400. Так вот, в плане монетизации музыкального труда хорошо работают аудиостоки. Их в Интернете много, и они довольно популярны. Там выкладывают треки и, когда находится покупатель, получают за них деньги. Как правило, основные заказчики — организаторы корпоративных мероприятий, семейных торжеств, создатели фильмов. Белорусской платформы подобного уровня пока, к сожалению, нет.

Вам может быть интересно...  Чудовищно и красиво

Но альтернативный музыкальный рынок (все, что не ­поп-му­зыка) в Беларуси благодаря появлению новых проектов, кажется, начинает оживать.

* Английское слово digital ­означает «цифровой», digital-агентства должны обеспечивать своим клиентам максимальное присутствие в со­временной цифровой среде.

** Паблик — сокращение от «публичная страница», которую также можно создать в «ВКонтакте“, но не для представления конкретного человека, а для отображения информации на какую-то определенную тему.

Автор: Мария ВОЙТИК