Культура Молодые в культуре

Двигатель музыкального прогресса

Если вы хотите стать известным, но не верите в силу Интернета, вряд ли у вас что-то получится. Можно, конечно, раздавать билеты на улице, притворившись, что старые добрые 80-е не канули в Лету.

Еще вариант, на который почему-то многие уповают, — телевидение. Ну показали вас разок на экране — и через пару дней благополучно забыли. А любой творец нуж­дается в постоянном отклике. Именно благодаря новым технологиям с саморекламой у молодых музыкантов нет проблем — заниматься этим может каждый. Вопрос лишь в том, насколько эффективно.

Справка «ВМ»

Цель проекта Future Sounds Of Minsk — повысить статус белорусской музыки, способствовать формированию арт-рынка путем совершенствования подготовки артистов. Также он призван объединить талантливых людей на одной площадке для обмена опытом и контактами, чтобы новички могли поучиться на чужих ошибках и узнать, как эффективно развивать свой проект на стадии его зарождения. Следующая встреча планируется в мае.

Проще, чем кажется

Можно создать свой сайт, сообщество в социальных сетях либо выкладывать аудио­треки там же, но на личной страничке.

Недавно в Минске стартовал образовательный проект Future Sounds Of Minsk, где на каждой лекции музыкальным коллективам и исполнителям выдают четырехчасовой устный «путеводитель», посвященный тому, как писать только классные треки, организовывать концерты, участвовать в фестивалях. В прошлый раз говорили о пиаре в Интернете.

Идеальных рецептов по­пулярности, как выяснилось, нет. Главным выводом меро­прия­тия стало вполне предсказуемое: делайте качественный контент, то есть музыку и тексты.

Этот факт подтвердил SMM-директор одного из digital-агентств* Алексей Ткачук:

— Перед тем как создавать песню, подумайте, зачем она людям и кто ее будет слушать. Какую идею вы вкладываете в произведение? Чтобы стать популярным в соцсетях, не обязательно накручивать подписчиков и «бомбить» перепосты. Создавайте приличную музыку — и она сама будет привлекать слушателей.

Кстати, самой популярной площадкой для рекламы сейчас выступает «Инстаграм»: люди все больше ориентируются на визуальный контент, а не на километры текста.

Роль команды

В идеале у музыканта должен быть менеджер, который станет следить за всеми интернет-делами: количеством подписчиков, работой группы в соцсетях, публикациями в СМИ, чтобы творец сидел и создавал свои произведения, а не заглядывал каждую секунду в смартфон.

Но лишь единицам повезло собрать команду с четким распределением ролей, многие делают все чуть ли не в одиночку. В этом случае стоит привлекать к помощи друзей, знакомых, всех, кого можно. Музыканту нельзя, стесняясь, прятаться в своей раковине.

Вы слышали, что делает суперпопулярный среди молодежи рэпер Бакей? Послушайте, поднимите самооценку. Фраза «Кто, если не я?» должна стать вашим девизом.

Еще один секрет популярности — подготовка треков со­вместно с другим коллективом. Тогда слушатели одного исполнителя или коллектива объединяются с поклонниками другого.

Слово корифеям

Хороший рецепт засветиться предложила вокалистка группы Shuma Руся:

— Как только вы создали композицию, например, в джазовом жанре, обратитесь за советом к топовым музыкантам этого направления. Не бойтесь критики! Зато, если им понравится, они порекомендуют вас еще кому-то . Да и опытом поделятся.

Популярные музыканты не всегда закрыты, это стереотип. Сама Руся, например, активно общается в Сети со своими поклонниками. Конечно, это отнимает уйму времени, но результат того стоит.

А вот чтобы попасть в электронные СМИ, как рассказали на одной из встреч в рамках Future Sounds Of Minsk сотрудники ряда интернет-порталов, нужна история. То есть не просто написать альбом или трек, а сопроводить это все клипом, рассказом о своих увлечениях, судьбе, нелегком пути, если угодно.

Итак, можно ли остаться нормальным человеком в этой гонке за лайками, комментариями и просмотрами историй в «Инстаграме»? Разу­меется, если не доходить до фанатизма.

Площадка для начинающих

Неплохим стартом для молодых исполнителей будет специально созданное в социальной сети «ВКонтакте» сообщество «Белорусская андеграундная сцена». Проекту уже 5 лет. У каждого участника есть шанс быть услышанным, даже если его творчество — не формат радиостанций, телевидения, больших концертных залов.

В первую очередь сообщество занимается распространением белорусской музыки в стилях рок и метал, но из-за тенденции к смешению жанров в паблик** попадает и синти-поп, и легкий инди. Как оказаться в проекте? Например, написать одному из создателей — Илье Студенку или Александру Алексееву.

Сейчас «Белорусская анде­граундная сцена» объединяет больше 6 тысяч участников. Кто-то хочет найти интересную музыку, кто-то  — заявить о себе. Но еще ребята сотрудничают с десятком организаторов музыкальных мероприя­тий — те активно размещают в сообществе анонсы своих концертов и заодно мониторят творчество молодых групп. Если повезет и тебя заметят, то можно потом и на разогреве у зарубежных звезд выступить.

Если сначала сообщество выглядело как стенгазета, то потом появилась обратная связь — голосование с подведением итогов о лучших и худших музыкальных произведениях месяца, а затем и года. Все для того, чтобы подстегнуть музыкантов делать более серьезный продукт. Ведь оценка большого количества людей в Интернете более объективна, чем мнение троих друзей.

— Наш паблик держится только на энтузиазме и вдохновении, поэтому хотелось бы видеть больше поддержки от тех, кому мы помогаем, — самих музыкантов. Если у вас вышел клип или сингл — присылайте. Работаете в музыкальном магазине, на студии или репетиционной точке? Можете оставить объявления в сообществе, — отметил Илья Студенок.

Нотами сыт не будешь

Жаль только, что сообщество работает лишь на презентацию музыки — денег тут не заработаешь. А знаете, сколько стоит более или менее приличный микрофон для записи вокала? Долларов 400. Так вот, в плане монетизации музыкального труда хорошо работают аудиостоки. Их в Интернете много, и они довольно популярны. Там выкладывают треки и, когда находится покупатель, получают за них деньги. Как правило, основные заказчики — организаторы корпоративных мероприятий, семейных торжеств, создатели фильмов. Белорусской платформы подобного уровня пока, к сожалению, нет.

Но альтернативный музыкальный рынок (все, что не ­поп-му­зыка) в Беларуси благодаря появлению новых проектов, кажется, начинает оживать.

* Английское слово digital ­означает «цифровой», digital-агентства должны обеспечивать своим клиентам максимальное присутствие в со­временной цифровой среде.

** Паблик — сокращение от «публичная страница», которую также можно создать в «ВКонтакте“, но не для представления конкретного человека, а для отображения информации на какую-то определенную тему.

Автор: Мария ВОЙТИК