Культура

Дом, где оживают куклы

театр кукол, минск, юбилей

Юбилей. Сегодня в Белорусском государственном театре кукол отметят 80-летие

Впрочем, кукольники решили не устраивать большого торжества, а организовать квартирник для своих сотрудников и всех, кто работал здесь ранее. Накануне журналисты «Вечерки» заглянули за кулисы и познакомились с людьми, которые создают атмосферу чуда на сцене, но всегда в тени актеров и режиссеров.

По примеру папы Карло

В небольшой комнате четыре человека увлеченно мас­терят персонажей для новой постановки «Мальчик, который плавал с пираньями». Им предстоит сделать более 30 кукол по эскизам главного художника театра Татьяны Нерсисян. Сейчас они создают головы будущих героев.

— Куклы делаем из папье-маше, процесс многоступенчатый. Сперва лепим их из пластилина. По этим скульптурам отливаем гипсовые формы, которые и обклеиваем бумагой. Эти заготовки потом покрасим, нарисуем лица, приклеим волосы, сделаем туловище, — объясняет художник-скульптор Ольга Дворовая. — Важно, чтобы куклы имели характер, выражали эмоцию, могли двигаться.

За механику отвечает художник-бутафор заслуженный работник культуры Беларуси Олег Николайчик. Он трудится в театре больше 50 лет и оживил сотни кукол. Его знания, навыки и мастерство на вес золота. Но раскрывать секреты своего ремесла не спешит. Говорит, что оживляют кукол актеры, а он лишь придумывает конструкторские решения.

Однако создать куклу — полдела. Ее надо еще одеть. Костюмы для кукол, как и для актеров, шьют в соседней мастерской. Художник-модельер Лариса Лапко уже в предвкушении большой и интересной работы. С воодушевлением показывает эскизы к новому спектаклю и рассказывает, что и как будет выглядеть. Мастер признается: шить маленькие костюмы гораздо тяжелее, чем большие, поэтому иногда они приобретают детские вещи и подгоняют их под кукол.

Костюм для Тартюфа

За сохранностью всех нарядов следят костюмеры. Заглядываем в их владения — в шкафах хранится вся одежда, рассортированная по спектаклям, в соседнем помещении — кук­лы и реквизит. Заведующая костюмерным цехом Людмила Некрасова достает уборы для «Тартюфа», утюжит их и аккуратно развешивает на плечики.

— Осталось разнести по гримеркам, — говорит она. — Также нужно доставить на сцену реквизит и куклы. Во время спектакля помогаю актерам переодеваться, подаю или забираю реквизит, если нужно. После постановки все раскладываю по местам. Отвечаю и за чистоту одежды — стираю ее по мере загрязнения.

Вам может быть интересно...  Імёны забытых прадмесцяў

Вместе с Людмилой Некрасовой отправляемся в гримерку. Там встречаем актеров Тимура Муратова и Дмитрия Рачковского. Интересуюсь, как готовятся к спектаклю.

— Особой подготовки нет, пришел, переоделся и пошел на сцену. Если спектакль давно не играли, то можем собраться пораньше, вспомнить реплики, сценарий почитать, — говорит Тимур.

— Вообще, тексты вы­учены и крепко сидят в памяти, — дополняет Дмитрий. — Все ­разучиваем во время репетиций премьеры.

Актеры чувствуют себя уверенно и не волнуются перед спектак­лем — профессионалы! Попрощавшись с ними, идем к сцене.

Представление начинается

Декорации уже расставлены. Это делают с вечера, чтобы утром была возможность починить, если вдруг что-то сломается, сообщает машинист сцены Эдуард Бобровский.

— Для каждого спектакля — свой монтировочный лист: где-то нужно заменить покрытие пола, приподнять или опус­тить сцену, перевесить кулисы, падуги, расставить реквизит. Работы много, но она интересная, — отмечает он.

Вдруг площадку озаряет красный луч. Это идет настройка прожекторов.

— Перед каждым представлением проводим репетиции: расставляем световые точки по белым меткам на сцене, записываем световые картины. Их смена происходит по определенным репликам или действиям актеров, по музыке. Так что я должен хорошо знать сценарий и постоянно следить за ходом спектакля, — рассказывает художник по свету Анд­рей Драко.

По его словам, какой свет будет в том или ином спектакле, чаще определяет режиссер. На каж­дую постановку есть своя световая партитура. Но представление начинается только после того, как в зале погаснет свет…

Сокровищница театра

театр кукол, минск, юбилейУдивительный мир театра кукол способен очаровать не только детей, но и взрослых. Специально к юбилею в Белорусском государственном теат­ре кукол сделали ремонт зрительного зала и устроили марафон из лучших спектаклей. Взрослым предлагают посмот­реть «Тартюф», «Пансион Belvedere», «Шелк», «Интервью с ведьмами», а детям — «Белоснежку», «Веселый цирк», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Марынка-крапіўніца» и «Чаму старэюць людзі?». Эти яркие, добрые, романтичные, смешные и грустные, философские постановки порадуют и красочной сценографией, и качественной режиссерской работой, и талант­ливой актерской игрой. А перед представлением обязательно загляните в музей кукол. Это гордость и сокровище театра. В экспозиции представлены марионетки, перчаточные, гапитно-тростевые, планшетные куклы. ­Одни совсем крошечные и могут поместиться на ладошке, другие в рост взрослого человека. В руках смотрителя музея Ольги Шагойко ­куклы оживают, начинают двигаться и говорить. Она с удовольствием раскроет секреты кукловождения и расскажет вам историю театра.

Вам может быть интересно...  Из жизни четвероногих

От истоков

Официальное открытие Белорусского государственного театра кукол прошло 15 июля­ 1938 года в Гомеле, а первая премьера состоялось уже в сентябре. В Минск театр пере­ехал в 1950-м. Здесь он получил новый импульс к развитию, особенно с приходом в 1956 году режиссера Анатолия Лелявского. Вмес­те с главным художником Леонидом Быковым они начали поиски новых выразительных средств, стали использовать куклы различных систем, обогатили постановочные и актерские приемы. Продолжил творческие поиски Анатолия Лелявского его сын Алексей, который ­с 1986-го­ является главным режиссером театра.

В 81-м театральном сезоне зрителей ждут две премье­ры. В преддверии Рождества и Нового года, 22 декабря, детвору порадуют спектак­лем «Мальчик, который плавал с пираньями» по повести британского писателя Дэвида Алмонда. Фантастическая история обретет сценическую жизнь благодаря режиссеру Александру Янушкевичу. Постановку для взрослых готовит Алексей Лелявский. На этот раз он представит «Очень маленькие трагедии» по мотивам пьес Александра Пушкина.