ЖКХ

Договор дороже денег

сантехний, бытовые услуги

Бытовые услуги жэу теперь оказывают по новым правилам. Что изменилось?

Право подписи

Новый приказ ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ) об оказании платных бытовых услуг (ПБУ) населению № 178 вступил в силу 14 декабря 2018 года. Необходимость его принятия связана с тем, что Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) дополнен статьей 11.83 «Нарушение порядка включения в извещение сумм платы за жилищно-коммунальные услуги либо включение в него иных платежей», отметил заместитель генерального директора по эксплуатации жилфонда и производственным вопросам организации Тимофей Кремез. В этой статье, в частности, говорится, что включение в извещение (жировку) сумм платы за дополнительные жилищно-коммунальные услуги без заключения соответствующих договоров на их оказание с потребителями, иных не предусмотренных законодательством платежей влечет предупреждение или наложение штрафа в отношении виновного должностного лица. Под потребителями понимаются собственники жилого помещения, наниматели, арендаторы, лизингополучатели, члены организации застройщиков, дольщики. То есть получатели жировки.

— Порядок изменился незначительно, — уточнил Тимофей Кремез. — Жители по-прежнему звонят в контакт-центр ЖКХ Минска и оставляют заявку на оказание бытуслуг. Она передается в ЖЭУ, заказчику перезванивают специалисты по работе с населением жилищно-эксплуатационного участка и согласовывают время визита мастера. Но если раньше после выполненной работы оформлялся заказ-наряд, в котором мог поставить ­подпись любой совершеннолетний член семьи, то теперь заключается заказ-договор непосредственно с собственником (нанимателем) жилого помещения. Именно он должен расписаться в документе, а не жена, супруг, мать или другой зарегистрированный житель. Сумма платы за услугу будет включена в извещение, а согласно ст. 11.83 ­КоАП для этого необходим договор с потребителем. В заказе-договоре подробно указаны данные заказчика и подрядчика, виды работ, условия их выполнения, сроки, стоимость, гарантийный срок. Документ оформляется на дому у заказчика.

С точностью до часа

Приказом № 178 МГЖХ также откорректированы временные интервалы. Вспомним, как было раньше. Долгие годы многих возмущало то, что в ожидании сантехника или электрика приходилось проводить в квартире по полдня, отпрашиваться с работы. В марте 2017 года столичное ЖКХ приняло, можно сказать, радикальное решение: в рабочие дни по желанию заказчика специалист для оказания ПБУ мог прибыть с 7:00 до 23:00 к конкретному часу, а если работы сопровож­дались шумом и вибрацией — с 9:00 до 19:00. Кроме того, УП «Городская аварийная служба» оказывала бытуслуги в выходные дни.

Теперь столичным ЖЭУ и УП «СоколКоммунСервис» надлежит исполнять заявки, поступившие до 13:00, в этот же день в период с 14:00 до 18:00 (в пятницу — до 16:45), а поступившие после 13:00 — на следующий рабочий день с 9:00 до 13:00 либо в согласованные с заявителем сроки.

— Это не означает, что за­явитель, как прежде, должен находиться у себя в квартире по несколько часов, ожидая мастера, — обратил внимание Тимофей Кремез. — Можно согласовать с ЖЭУ время визита с интервалом в один час, например с 15:00 до 16:00. Платные бытовые услуги оказывают в добровольном порядке на основе взаимной договоренности. Утвержден перечень из 26 наименований услуг, обязательных к выполнению. Вместе с тем заявитель не может понудить исполнителя оказать услугу, если в ЖЭУ на данный момент нет такой возможности, например, отсутствуют соответствующие специалисты или они заняты срочной работой по техобслуживанию жилфонда. Заявка будет выполнена, но позже. Исключение — если требуется оперативное вмешательство, например, произошел порыв трубопровода и квартиру заливает. Работы неоперативного характера по желанию заказчика могут быть выполнены и в выходной день или в нерабочее время ЖЭУ, но уже по более высоким тарифам. Почему? Чтобы вывести специалиста в выходной день, ранним утром, поздним вечером, ему и мастерскому составу необходимо выдать наряд-задание, если потребуется — инструменты, материалы, а значит, надо задействовать кладовщика… Все это требует дополнительных времени и расходов, отсюда и увеличение тарифа примерно в два раза. Когда такая норма была прописана в приказе, ею почти не пользовались: из 1 000 за­явок на ПБУ всего единицы выполняли в выходной или в нерабочее время ЖЭУ в будний день. Сейчас такая практика возможна по договоренности с ЖЭУ. А вот городская аварийная служба ПБУ больше не оказывает — она загружена заявками аварийного характера.

Взгляд на тариф

Расценки на обязательные к выполнению виды ПБУ устанавливает каждый ЖЭУ самостоятельно согласно сборнику «Рекомендуемые нормы времени и нормы расхода материалов на платные услуги по заказам населения, предоставляемые организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Рес­публики Беларусь» и с учетом уровня накладных расходов, сформированных на основании фактических затрат в соответствии с учетной политикой предприятия. Поэтому тарифы в разных жилищных службах могут различаться, но незначительно — на несколько рублей или копеек, констатируют в МГЖХ. Корректируют их один раз в год. Планируется, что новые расценки на ПБУ ЖЭУ разработают в январе 2019-го. Информацию о них, а также видах бытуслуг можно уточнить в контакт-центре ЖКХ по номеру 115.

140 000 заявок на оказание платных бытовых услуг поступило от минчан в ЖЭУ в 2018 году. Это на 5 000 больше, чем в 2017-м.