Взгляд

Доброе имя страны

Начну с притчи.

Крупный промышленник, который занимался производством обуви, решил расширить рынок сбыта своей продукции. Для этого послал в африканские страны двух экспертов, чтобы те изучили рынок и сделали необходимые выводы.

Через некоторое время он получил сообщение от первого эксперта: «Спешу сообщить, что рынок безнадежен! Здесь все ходят босые!»

Вслед за этим приходит факс от второго эксперта: «Спешу сообщить, что рынок просто великолепен! Здесь все ходят босые!»

Если вы решили, что вышеизложенное — очередное философское рассуждение на тему об оптимисте и пессимисте, то не ошиблись. Мне же, побывавшей на днях на награждении лучших экспортеров страны за минувший год, видится в нем и гораздо более полезный для Беларуси смысл. Именно сумевшие разглядеть в других (119!) странах «босых» уже принесли нашей стране более 11,2 миллиарда долларов — таков объем экспорта финалистов конкурса «Лучший экспортер года». И эти примерно 30 % от общего объема экспорта за прошлый год пришлись на 160 предприятий (среди них 12 столичных). К слову, в 2017-м отечественная продукция поступила в 46 новых стран.

Не буду больше утомлять цифрами, хотя сами по себе они показательны. На сцену Малого зала Дворца Республики поднимались руководители организаций, которые и у нас дома, в Синеокой, не нуждаются в особом представлении. «Беларуськалий» с Белорусской калийной компанией, «Брестгазоаппарат», «БелАЗ», Гродненский мясокомбинат, «Конте Спа», агрокомбинат «Снов», «Гомельстекло», столичные БГУИР, Минский электротехнический завод имени Козлова — всех 22 победителей и не назову. И как не согласиться со словами министра антимонопольного развития и торговли Владимира Колтовича, который назвал продукцию брестского «Санта Бремора» брендом, гордостью страны! И как не улыбнуться шутке ведущих церемонии, мол, у китайцев молоко уже прочно ассоциируется с могилевской «Бабушкиной крынкой»…

Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович сообщил, что в ближайшее время примут декрет о поддерж­ке белорусских экспортеров. Именно там будут прописаны меры по компенсации из бюджета затрат на участие в отраслевых выставках и сертификацию продукции. Пока же сертификат на рынок того же Евросоюза обходится предприятиям порой в 50 тысяч долларов…

Вам может быть интересно...  Осень нашей жизни

Впрочем, государственная поддержка — это хорошо, но самое главное в деле продвижения товаров на экспорт зависит от самих предприятий. От качества продукции. От активности продвижения. Наконец, просто от неравнодушия к настоящему и будущему нашей страны. Отрадно, что прак­тически в каждом ответном слове получавших награды декларировалась эта ответственность — чтобы доброе имя Беларуси звучало в мире…

Про доброе имя страны подумалось, и когда на сцену Дворца Республики выходили вручавшие награды прославленные спортсмены и деятели культуры. По сути, это тоже «экспорт» рес­публики — драматург Алексей Дударев, актер Виктор Манаев, восьмикратная чемпионка мира по велоспорту Наталья Цилинская и олимпийская чемпионка по фристайлу Анна Гуськова, директор Национальной библиотеки Роман Мотульский. Наш замечательный тренер Эдуард Малофеев, рассуждая вслух, «как прикрутить себя к этой церемонии», тут же под овации зала нашел достойный ответ: высокое материальное с высоким духовным всегда рядом, в гармонии, дополняют друг друга!..

Николай Силинов, руководитель витебского «Альянспласта» — одного из ведущих на со­временном рынке СНГ производителей пластиковой упаковки, начинал свое предприятие 20 лет назад вдвоем с женой. Сегодня в штате компании 450 человек, ее торговые представительства есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Вильнюсе. Экспортер года. И, на мой взгляд, это прекрасный пример для многих молодых белорусов, которые только ищут свое место в жизни. Чтобы состояться самому и при этом славить доброе имя страны.