Общество

Письмо прокурору

минск, зима

О том, как в столице выполняется Директива № 1 Президента Республики Беларусь и как эта работа отражается на безопасности минчан, — разговор с первым заместителем прокурора города Минска Александром Карповичем

— В интервью по итогам предыдущего года прокурор Минска отметил, что преступность в городе снижается на протяжении нескольких лет. Сохраняется ли данная тенденция?

Александр Карпович— За 11 месяцев текущего года число зарегистрированных преступ­лений в столице увеличилось на 0,7 %. Вместе с тем снизилось количество краж, разбоев, умышленных тяжких телесных повреждений. Меньше зарегистрировано убийств и покушений на них. Количество граждан, погибших от этих преступлений, также уменьшилось. Да и в целом за 11 месяцев нынешнего года людей погибло меньше, чем за аналогичный период прошлого. Это хорошие вести, но мы понимаем: есть над чем работать. Например, в вопросах предот­вращения грабежей и хулиганств, совершаемых, как правило, в общественных местах. Но хотел бы в какой-то мере успокоить минчан. Большинство зарегистрированных хулиганств совершаются не в отношении граждан, а связаны с повреждением имущества.

— Александр Владимирович, можно ли утверждать, что позитивная динамика — это и результат реализации в городе Директивы № 1 Президента Рес­публики Беларусь, которая охватывает весь спектр вопросов, касающихся безопасного труда и быта граждан?

— Надзор за исполнением требований Директивы № 1, а также иных нормативных правовых актов, принятых в ее развитие государственными органами, субъектами хозяйствования, иными организациями независимо от формы собственности, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры.

Ежегодно в Минске принимается комплексный план по профилактике правонарушений, который согласовывается на координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией. Возглавляет совещание прокурор города. Органы прокуратуры Минска анализируют исполнение плана, выявляют недостатки в реализации запланированных мероприя­тий, оценивают эффективность проведенной работы всех субъектов профилактики. Это позволяет выявить слабые места в работе не только правоохранительных органов, но и исполнительной власти, органов само­управления, выработать меры по улучшению взаимодействия между ними и профилактической работы в целом.

— Одно из главных требований Директивы № 1 — профилактика и искоренение пьянства, алкоголизма, нар­комании, суицидального поведения граждан. Среди минчан всё больше сторонников здорового и активного образа жизни. Отражается ли эта тенденция на состоянии законности?

Вам может быть интересно...  Набирайте правильно номер

— Безусловно, люди, мотивированные на здоровый образ жизни, гораздо реже встречаются среди правонарушителей. В столице — устойчивая тенденция к снижению преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Так, по итогам 11 месяцев количество преступлений указанной категории снизилось на 9,2 %.

Пропаганда здорового и законопослушного образа жизни среди несовершеннолетних также заметно (на 29,4 %) сказалась на уменьшении числа совершенных ими преступлений.

— Правительство страны недавно обратило особое внимание местной вертикали власти на проблему охраны труда. Поводом послужили трагические случаи на производстве. Как обстоят дела по обеспечению безопасных условий труда в Минске?

— Прокурорские проверки показывают: меры, принятые органами местной власти и руководителями предприятий и организаций в сфере охраны труда, не способствовали заметному снижению производственного травматизма. Согласно данным Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда, на территории столицы за 9 месяцев 2018 года зарегистрированы 92 случая производственного травматизма, из них со смертельным исходом — 10, приведшие к тяжелым производственным травмам — 82. При наличии вины нанимателя произошло 70 % от общего количества несчастных случаев со смертельным исходом. Несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в которых установлена вина нанимателя, было 42, или более 50 % от их общего числа.

С 4 до 8 возросло количество несчастных случаев, произошедших в состоянии алкогольного опьянения, из них со смертельным исходом — 1, с тяжелым — 7. Такие трагедии случились на 7 предприятиях и в организациях столицы. Прокурорские проверки выявляли недостатки и упущения в организации надлежащих условий труда работников, производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплине, повлекшие случаи производственного травматизма.

— Глава государства не раз говорил о необходимости беспощадной борьбы с коррупцией, называя ее ржавчиной общества. Как работают антикоррупционные комиссии, созданные во всех районных администрациях города, на предприятиях и в организациях?

— Удельный вес коррупционных преступлений в городе Минске сегодня составляет около 6 % от всей преступности. Несмотря на некоторое улучшение работы антикоррупционных комиссий в 2018 году, в целом она находится все еще не на том уровне, которого бы нам хотелось.

— Помогает ли прокуратура Минска простым гражданам в отстаивании их законных прав? Как налажен канал связи прокурорских работников с населением города?

Вам может быть интересно...  Жить, как все дети

— Правозащитная функция — приоритетная для прокуратуры. Для ее совершенствования мы находим и разрабатываем новые направления и формы общения с населением, благодаря которым можем получать от людей информацию о нарушении их или чьих-то иных прав и реагировать на них.

С февраля 2016 года на сайте Мингор­исполкома успешно функционирует такая форма связи, как «Письмо прокурору». Каждый может отправить сообщение, указав фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты. В прокуратуре в автоматическом режиме работает телефон доверия, по которому граждане могут сообщать информацию о нарушении их прав. Работники прокуратуры во главе с прокурором Минска ведут личный прием граждан как в органах прокуратуры, так и по месту их работы, учебы и жительства.

Количество обращений, поступающих в наше ведомство, постоянно растет. И для нас это один из показателей доверия минчан, которое мы стараемся оправдывать.