Культура

Беги, Лена, беги

Олег Авдеев

Олег Авдеев рассказал, как 60 лет назад киностудия «Беларусьфильм» делала военно-приключенческую киноленту «Девочка ищет отца»

Так бывало, и не раз: думали, что фильм будет добротным, но рядовым. А получился маленький шедевр советского кино. «Девочка ищет отца» собрала у экрана более 35 миллионов зрителей только за один год. Стала абсолютным лидером проката среди детских фильмов за всю историю кино. Фильм купили 83 страны. Наградили на фестивалях в Италии, Аргентине и СССР. Его и сегодня показывают по телевизору, потому что он из тех кинолент, которые не умерли вместе с Советским Союзом.

Павильонные съемки фильма «Девочка ищет отца» были в Минске, на втором этаже Красного костела, который тогда использовался киностудией в качестве базы. А натурные — шли в Мозыре и его окрестностях.

Мой собеседник — Олег Авдеев, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. О таких, как он, говорят: человек-легенда. Ему 92 года, из которых около 40 лет Олег Тихонович работал как кинооператор-постановщик над фильмами «Девочка ищет отца», «Сотвори бой», «Нечаянная любовь», «Легко быть добрым», «Роман императора»…

— Съемочная группа при­ехала в Мозырь в начале мая 1958-го, расположилась в бывшем Доме культуры пограничников и… напугала мозырян. Сидят они в чайной. Вдруг — за дверью топот солдатских сапог. В зал заскакивают два немца с автоматами. Оторопь! Война у всех еще свежа в памяти, люди окаменели. И ожили только тогда, когда «немцы» на хорошем русском языке спросили, где тут можно купить сигарет…

— Олег Тихонович, как киногруппа нашла исполнительницу главной роли?

— В Москве ассистентка режиссера Льва Владимировича Голуба увидела, как в песочнице кроха с косичками командует другими детьми. Это была пятилетняя Аня Каменкова. Пригласили Аню вместе с мамой в Минск на кинопробы. Мама оказалась педагогом и, видимо, хорошим психологом. Многое сделала для того, чтобы состоялся дебют дочери. Основных претенденток было трое. Одна из них — развитая, умная, знала французский язык и хорошо показала себя. Приступили к пробам с Аней, долго ставили свет, и вдруг девчушка заявляет: «Мне это все надоело» — и идет к выходу. Что делать? Тут появилась мама Ани и строго так: «Иди работай!..» Комиссия посмотрела пробы — Аня покорила всех.

— Девочка с характером! Беззащитный ребенок и в то же время маленький ­боец.

— Совершенно верно. Натурные съемки уже завершались, как вдруг сценаристы Евгений Рысс и Константин Губаревич придумали еще один поворот сюжета: девочка должна ночевать в лесу. По сценарию — лето, а у нас — конец октября, заморозки. На актрисе — блузка и сарафанчик. Мощными прожекторами мы грели землю, на которой должна была лежать Лена. Как только завершался очередной дубль, второй режиссер закутывал Аню в шубу, бегом нес в автобус, где художник Юрий Булычев водкой растирал девочке ноги. Каменкова проявила настоящий актерский характер. Жалоб за все время съемок мы от нее не слышали. И по лесу бегала, и в болоте вязла, и в речке бултыхалась, и по руинам карабкалась…

Вам может быть интересно...  Наточил когти

Девочка ищет отцаВспомним

Лучшие белорусские фильмы 1950-1960-х годов — «Часы остановились в полночь», «Девочка ищет отца», «Через кладбище», «Альпийская баллада», «Город мастеров», «Я родом из детства», «Иван Макарович».

Олегу Тихоновичу больше не довелось работать с Аней, однако он следил за ее успехами. Кроха стала не прос­то звездой советского кино 1950-х. Она выросла в большую актрису, играла в спектаклях Анатолия Эфроса, снялась в фильмах «Весенний призыв», «Молодая жена», где, кстати, ее партнершей была великая белорусская актриса Галина Макарова, озвучивала многих звезд отечественного и зарубежного кино, получила звание заслуженной артистки РСФСР. Анна Каменкова и сейчас вся в творчестве.

— На этом фильме мы работали вместе с оператором Израилем Пикманом. Снимали «Девочку…» в цвете. И первые зрители видели ее в цвете. Однако спустя пару лет фильм перевели в черно-белый вариант. Почему? Цветная копия очень быстро становилась блеклой. Вот и решили сэкономить… А во время съемок все было на­оборот: на детский фильм давали цветной пленки в полтора раза больше, чем на взрос­лый.

…Как и герои фильма «Девочка ищет отца», Олег Авдеев из детей войны. Шестнадцатилетний ленинградский подросток в эвакуации в Казани учился в ремесленном. В учебный процесс входила работа на авиационном заводе № 387. Олег выполнял одну из операций по сборке фюзеляжей самолетов У-2. Эти аэропланы можно увидеть в фильме 1945 года «Небесный тихоход», где роль летчицы Светловой исполнила… двою­родная сестра Авдеева актриса Тамара Алешина. Вот такой штрих… Но это будет позже, а там, в Казани, до победного ­1945-го надо было дожить. Дело в том, что мальчишки по четыре часа в день работали с самолетными деталями, свежеокрашенными ацетоновой краской, дышали ядовитыми парами. Олег Авдеев выжил. У него еще до войны проявились таланты фотографа и художника, был опыт. Благодаря этому одаренного подростка отправили на учебу в Куйбышев.

Кстати

Мы беседовали со старейшиной кинооператорского цеха Олегом Авдеевым в Музее истории белорусского кино. Олег Тихонович взял в руки кинокамеру «Конвас-автомат» и сказал: «Похожей камерой я снял дипломную работу — фильм «На Оке», который получил высокую оценку моих учителей во ВГИКе — знаменитых кинооператоров Тиссэ и Гальперина. Фильм взяли в кинопрокат, что до того никогда не практиковалось».

В Минск он попал после ВГИКа — предложили быть вторым оператором на фильме «Миколка-паровоз». «Девочка ищет отца» — первая большая постановочная работа. Олег Тихонович вспоминает, что режиссер Лев Голуб в каждом кадре добивался подлинности. Например, «полицаи» пили настоящий самогон — напиток приносили жители ближайшей деревни. (Правда, после второго дубля артисты «уходили в отключку».) Дети работали без дублеров. Массовка, которая изображала заложников, наполовину состояла из людей, переживших войну, их эмоции были искренними. Этим фильм и подкупает. Он теплый, живой, без трюкачества и нынешних компьютерных спецэффектов.

Вам может быть интересно...  Там, где птичка вылетает

Оператор Олег Авдеев снимал и другие фильмы о войне — «Парашюты на деревьях», «Волчья стая», «Маленький сержант»…

— Я дожил до преклонных лет и нахожусь в форме потому, что, когда все развалилось и кино перестали снимать, я начал делать живописные альбомы. Фактически это альбомы-фильмы. Очень горжусь, например, лентой о первых железных дорогах России. Это была моя давняя мечта — отобразить конкретные эпизоды, связанные с развитием железнодорожного транспорта. Сделал альбом о белорусской магистрали и сейчас ношусь с идеей озвучить его.

Актеры и роли

— Самым опытным среди юных актеров был Володя Гуськов (Янка). Двумя годами ранее он снялся в главной роли в ленте «Миколка-паровоз».

— Самым именитым — Борис Кудрявцев (начальник полиции). Звание заслуженного артиста БССР получил в 1944-м. Играл в Минске в ТРАМе и теат­ре Янки Купалы. Вскоре после фильма «Девочка ищет отца» его пригласили работать в Москву, в театр на Малой Бронной.

— В эпизодической роли видим Нину Гребешкову. На тот момент актриса была женой никому не известного режиссера Леонида Гайдая.

Олег Тихонович не мог не сделать альбом-фильм «Девочка ищет отца». Сам написал текст к нему, ­озвучить предложил актеру театра имени М. Горького Александру Вергунову. Оператор-постановщик на этом не остановился: он придумал памятник героям этого фильма, сделал эскизы. А действительно, пусть между Красным костелом, где шли съемки, и Музеем истории белорусского кино появится скульптурная композиция на тему киноленты «Девочка ищет отца»! Ведь это народный фильм. В нем нет военачальников и политиков. Во­оруженным оккупантам-громилам и их прислужникам с овчарками противостоят лесник, внук лесника, фельдшер, бабушка, шепелявая девчушка… Это волнует до слез даже сейчас.

Как и то, что у пятилетней Лены — глаза взрослого человека.