Культура

Чур я в домике!

ларс фон триер, дом, который построил джек

О том, почему ни в коем случае нельзя принимать близко к сердцу «самый страшный фильм» Ларса фон Триера

Картина «Дом, который построил Джек», добравшись в декабре до минского проката, успела навести шороху в столице месяцем ранее, во время кинофестиваля «Лістапад». Особо отчаянные киноманы успели посмотреть ленту уже тогда, ну а кинолюбители попроще впечатлились недавно. И сразу поднялась вполне ожидаемая шумиха.

— Да этот фон Триер просто больной! — негодовали одни.

— Не кино, а какой-то лютый трэш! — поддакивали другие.

— Странно, что фильм у нас не запретили, — недоумевали третьи.

А в это время 62-летний датский постановщик, потирая руки, наверняка тихонько посмеи­вался: его нарочитый эпатаж опять сработал как надо.

Действие фильма разворачивается в США в период ­1970-х, а повествование ведется от лица серийного маньяка Джека. Он не только в свободное время убивает людей, но и философствует о жизни, смерти и искусстве. На протяжении всего немалого (2,5 часа) хронометража фон Триер показывает нам, как жестоко обходится Джек со своими жерт­вами. Делает это в излюб­ленной манере: с крупными планами, не жалея бутафорской крови. Понятно, что смот­реть на это неприятно. С другой стороны, чего вы ожидали от автора «Нимфоманки»? Фильма для семейного просмотра с пушистыми котиками? Обвинять режиссера в демонстрации жестокости во время просмотра фильма про серийного убийцу (так заявлено в описании), право слово, смешно. Еще смешнее — воспринимать буквально все то, что со свойственными ему мизантропией и черным юморком подбрасывает нам Ларс. Вряд ли бы датчанина пригласили в Канны, если бы он снимал низкобюджетный трэш. Правда в том, что у фон Триера форма зачастую превалирует над содержанием.

Но что будет, если я вам скажу: «Дом, который построил Джек» — кино вовсе не про маньяка, а действительно про искусство? Более того, оно во многом о самом фон Триере, его восприятии творчества как некой не всегда здоровой мании. Уверен, половина смотревших ленту причислит автора этих строк к таким же чудакам, каким кажется Ларс. Но вспомните, главный герой на протяжении всего фильма хочет быть не тем, кто он есть на самом деле. Хочет стать архитектором, но в действительности он инженер. Пытается построить дом (обычный дом со стенами и окнами), но дело не спорится. То материал слишком груб или слишком хрупок, то задумка чересчур помпезна. Лучше всего у Джека получается причинять людям боль, и, в метафорическом смысле, именно в этот момент он искренне творит.

Вам может быть интересно...  Ходят Гоголем...

Ларс фон Триер также известный мастер ранить человеческие чувства. А еще он невероятный циник. Думаете, какой эпизод вызвал на сеансе «Дома, который построил Джек» самый возмущенный зрительский «ох»? Отрезание лапки… утенку! Разумеется, ловко нарисованное с помощью компьютерной графики. Хотя преж­де Джек жестоко расправился с двумя или тремя людьми. Это ли не социальный эксперимент, который фон Триер регулярно проводит над зрителями? Так что без Ларса современный кинематограф стал бы гораздо скучнее.