Далекое - близкое

Чебуреки с хеком

рыба, рыбное блюдо, рыба жареная

Как «Вечерка» с помощью рекламы учила минчан готовить морскую рыбу

Директивно сломать мясоедческие кулинарные традиции советских граж­дан попытались в 1932 году. 12 сентября приняли постановление «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания», задача которого была проста — дать населению богатую белком пищу в условиях нехватки мяса. Причем стать им мог любой день рабочей недели.

вечерний минскО рыбном дне забыли во время Великой Отечественной и не вспоминали в первые послевоенные десятилетия. Не до него было. Вновь о ценной океа­нической рыбе заговорили в 1960-е. Опять подкачала мясная промышленность. Рыболовы старались как мог­ли. Вагоны со свежемороженым уловом шли во все крупные города Советского Союза. На прилавках в достатке было хека, трес­ки, камбалы, сельди. Но покупатели снова воротили нос. Поэтому в дело пропаганды вкусного и полезного продукта включилась реклама. Например, «В рыбе содержится больше белка и гораздо меньше жира, чем в мясе». Причем рекламировали не простыми лозунгами типа «Попробуй ценную и полезную скумбрию», «Покупай морскую капусту», а прак­тическими советами. В этот раз к проблеме внед­рения в рацион советских граж­дан даров моря подошли со всех сторон. Изучили общественное мнение. Результат был обескураживающим — люди не хотели иметь дело с рыбой, потому что не умели ее готовить! Знали только 4 способа кулинарной обработки: жарить, варить, тушить и запекать. Решено было ликвидировать этот пробел, развернув масштабную информационно-рекламную кампанию.

Активно шла реклама рыбных полуфабрикатов от столичного рыбокомплекса: пельменей, чебуреков, пирожков, солянок, заливных, колбасок, шашлыков… Такая продукция должна была освободить домохозяек от стояния у плиты. Десять минут варки-жарки — и вкусное полезное блюдо для всей семьи можно подавать на стол.

Многие не любили морскую рыбу за большое количество отходов, сложности в разделке, существенное уменьшение в размерах при готовке, наличие мелких костей, но агрессивная реклама делала свое дело. Хозяйки читали и пытались повторить интересные рецепты. У многих это отлично получалось.

Прекрасный пример эффективности советской рекламы — паста «Океан». Этот мороженый полуфабрикат из антаркт­ического криля появился в продаже в 1972 году. Но минчане обходили его стороной. Никто не знал, что это и для чего. Тогда в газетах стали рассказывать о продукте подробнее, предлагать варианты блюд. Основной же упор сделали на дегустации. Лишь угос­тив покупателей правильно приготовленными блюдами из пасты, удалось завоевать их сердца и желудки. Продажи возросли многократно.

Другое дело — рыбные консервы. Их упоминали изредка, больше для проформы. «Килька в томатном соусе», «Салака в масле», «Шпроты», «Горбуша в собственном соку» и так далее были хорошо знакомы потребителю и не нуждались в рекламе. Как и живая прудовая рыба от белорусских рыбхозов и рыболовецких бригад, а также вобла и прочая вяленая и копченая.

Все изменилось 26 октября 1974 года, когда четверг сделали обязательным рыбным днем в столовых предприятий. На несколько лет со страниц «Вечерки» исчезла реклама ставших ненавистными большинству заводчан «морских гадов». В торговле продажи мороженой рыбы падали. Никто не хотел видеть у себя дома на ужин приготовленную любимой супругой скумбрию или мойву. Хватит того, что придется есть рыбу на работе в четверг. Даже котлеты и тефтели из нее же. Исключением были только наши родные «поросята», «клыкачи» и «толстолобы». Кто откажется от жареного карпа с хрус­тящей аппетитной корочкой, фаршированного судака или котлет из филе толстолобика?

Большинство «рыбных» рекламных модулей конца 1960-х — первой половины 1970-х в «Вечернем Минске» сопровождались рецептами блюд, как проверенными временем и одобренными хозяюшками за легкость в приготовлении, так и новинками, требующими усердия. Например, «рыбный винегрет» соседствовал с «котлетами из ставриды с картофелем», а «мойва в уксусной заливке» с «салакой, тушенной в томатно-овощном соусе».