Горхоз Час пик

Будет ТОлК

Как за штурвалом самолета

Практическое знакомство с ноу-хау отечественного машиностроения началось в троллейбусном парке №  2 на улице Ванеева, где и базируются первенцы «Белкоммунмаша». Один из них, белого цвета, припарковался у производственного корпуса, желтый готовился отправиться в город на тестирование. Водитель Татьяна Гапанович, только второй раз севшая за руль новинки, охарактеризовала ее одной, но емкой фразой: «Ощущения фантастические, чувствуешь себя словно за штурвалом самолета!»

— Электробусное движение в стране в минувшую пятницу открыли две машины, — говорит замес­титель директора филиала «Троллейбусный парк №  2» ГП «Минсктранс» Денис Чимбур. — Они вышли на маршрут №  59 «ДС „Серова“ — улица Долгобродская». Следующим для электробусов определен маршрут №  43 ДС «Дружная» — ДС «Серова». В общей сложности в соответствии с заключенным контрактом должны получить в лизинг 20 единиц техники, причем 18 из них будут желтого цвета. Его голосованием определили сами горожане. Все машины модели Е433 Vitovt Max Electro.

Этот низкопольный сочлененный электробус вместимостью 150 пассажиров имеет 38 мест для сидения. Одно предназначено для людей с ограниченными возможностями, для чего вторая дверь оборудована трапом-пандусом. Главное достоинство машины в том, что она автономна и экологична. При заторах, повреж­дениях контактной сети или ДТП стороннего транспорта электробус без проблем может объехать все препятствия не в ущерб графику движения.

Первенцы «Белкоммунмаша» комплектуются китайскими суперконденсаторами и способны преодолевать расстояние до 20 км. Накопители заряжают на диспетчерских станциях или конечных остановках от токоприемников с подъемным механизмом (пантографов). Это оборудование также пока зарубежное, но в перспективе «Белкоммунмаш» намерен оснащать электробусы отечественными батареями и пантографами.

— Для обслуживания новой техники в парке создана соответствующая инф­раструктура, подготовлен техперсонал, — продолжает Денис Чимбур. — Ремонтники и водители прошли стажировку на «Белкоммунмаше». Замечания и предложения по эксплуатации экспериментальной модели передаем на завод.

Машина будущего

На остановку «Долгобродская“ выруливает желтый электробус, высаживает пассажиров и через несколько метров начинает подзарядку батарей. За рулем Владимир Феровец, чей стаж работы в троллейбусном парке — 28 лет. На соседней остановке пассажиры удивленно рассматривают чудо-машину, несколько человек снимают на мобильник. В моем распоряжении 5-8 минут, пока работает пантограф.

— Минчанам электробус явно приглянулся, — рассказывает Владимир Феровец. — Как снаружи, так и своей начинкой. К их услугам в просторном салоне две розетки на 220 В, два USB-разъема, видеомонитор, удобные кресла. Люки, форточки и система принудительной вентиляции понизят температуру в салоне летом, а конструкция обогрева повысит ее зимой.

Управлять машиной куда проще, чем троллейбусом или автобусом, не нужно постоянно отвлекаться на контактную сеть или коробку передач. К тому же у этой модели саморегулирую­щаяся во время движения подвеска, что способствует стабильности хода. Большая кабина оборудована кондиционером, на монитор с видеокамер выводятся изображения салона и крыши электробуса. Пока у меня два замечания к производителям данной модели: медленно открываются двери и хотелось бы более низкой регулировки рулевой колонки.

Вам может быть интересно...  Здесь воду не льют

Владимир Феровец вынужден отправляться в путь: график движения нужно выдерживать даже на экспериментальной технике.

— Наталья, работница Минского мясокомбината, — представляется ближайшая ко мне пассажирка. — Первый раз в электробусе. Понравился его дизайн, весьма уютный салон.

Другой пассажир, Сергей, оказывается коллегой Феровца, но из троллейбусного парка №  4. Сейчас он в отпуске:

— Как профессионалу мне прежде всего импонирует плавный и бесшумный ход машины. Думаю, что за электробусами будущее общественного транспорта Беларуси.

Автор: Константин БЕЛОУС