Минск и минчане Общество

Бронзовый век

Изваяния, упомянутые им, пафосные. Попробуй «поговорить» с вознесенным на пьедестал Михаилом Калининым на одноименной площади, с ним даже сфотографироваться невозможно. А ведь у бронзовых и каменных людей и животных особая миссия. Они насыщают город добрыми чувствами, положительными эмоциями, умными мыслями.

Такое происходит сейчас у цирка, где установлены четыре скульп­туры Сергея Бондаренко: «Цирковая гимнастка на лошади», «Клоун с барабаном», «Клоун на трубе» и «Цирковая пирамидка». Посмотришь на бесстрашную гимнастку, на безбашенных коверных, и на душе теплеет. Пирамидка заставляет задуматься. Скульптор хотел изваять огромную мышь, на нее водрузить кота, а сверху посадить крошку-слона. Идея: цирк — это иллюзорная страна, мир перевертышей. Идея хорошая, но мышь пришлось заменить на черепаху: серый грызун в цирке, сказали автору, — дурная примета. Пирамидка получилась живой, контактной: дети играют с черепахой и слоном, пролезают у кота под брюхом…

Сергея Бондаренко в той, давней публикации журналист назвал анималистом. Да, у ваятеля есть конек — кони. В творческом багаже — более сотни изображений лошадей, любимых животных Сергея Афанасьевича, о которых он может говорить часами. Но время показало, что Бондаренко — разносторонний мастер, которому подвластно многое, почти все. Стоит вспомнить, что он — ученик Заира Азгура, великого порт­ретиста.

У Дворца Независимости в Минске стоит скульптура Сергея Бондаренко «Беларусь гостеприимная». Красавица в национальном уборе встречает гостей. Из ее рук устремляются в небесную высь семь прекрасных птиц: шесть символизируют области, а седьмая — столицу. Изображение этой скульптуры все чаще встречается на туристических продуктах, и понемногу она превращается в символ — визитку страны.

Кстати, о символах. Стела «Триумф» возле «Минск-Арены» с аллеей спортивной славы на проспекте Победителей рождена вдохновением Бондаренко. Он мечтает продолжить аллею, ведь появились новые выдающиеся спортсмены.

Минску не хватает символических фигурных композиций. «Конные памятники стоят, кажется, во всех европейских столицах, кроме Минска», — цитата из «Вечерки» 1997 года не устарела. Конный памятник — символ государственности.

— Кого бы вы усадили на коня, Сергей Афанасьевич?

— Всеслава Чародея. Тадеу­ша Костюшко. Еще есть варианты… Понимаете, образовался перекос в сторону жанровости. Ее долго не было, а в итоге она сейчас превалирует. Нужно, чтобы городская среда отражала менталитет, самосознание белорусов, а это лучше всего сделать в виде скульптур и памятников.

В 2014 году за большой вклад в развитие белорусского изобразительного искусства и создание высокохудожественных произведений монументальной и станковой скульптуры Сергею Бондаренко была вручена специальная премия Президента страны. Ваятель, кроме всего прочего, создал в Беларуси школу точного художественного литья. Его отец-литейщик трудился на Минском автозаводе. Гены сработали.

— Мой сын Матвей помогал мне изготовить в нашей литейке самые важные части скульп­туры «Беларусь гостеприимная», — подчеркивает Сергей Афанасьевич. — Навершие из бронзы на стеле-флагштоке на площади Государственного флага тоже он сделал.

«Вечерка“ 20 лет спустя стала цветной, а герой публикации, наоборот, поседел. А в целом все сложилось удачно — для газеты, скульп­тора, а главное — для любимого города.

Автор: Светлана ШИДЛОВСКАЯ