Образование

Занимательная биология

Татьяна Гоменюк

В столичную сборную на республиканской олимпиаде по биологии в этом году вошли четверо ребят из 10-й гимназии. И все стали победителями. Об этом уникальном случае говорило все минское учительство. Такой успех 10-й — во многом заслуга наставника Татьяны Гоменюк

Пересчитаем косточки

— Дарья, что это? — обращается к ученице Татьяна Петровна. Педагог показывает девочке карточку, на которой закреплены белые косточки. Нужно определить, кому они принадлежат.

— Череп птицы. Вот глазницы, — рассуждает вслух десятиклассница Дарья Симинченко. — Судя по размеру останков, они принадлежат голубю.

Школьница уверенно называет все остальные части этого костяного пазла: киль, вилочка…

— Ребра! — вступаю в эту интеллектуальную викторину (замечу, это единственная птичья часть, которую смогла безошибочно распознать).

А Дарья, между прочим, в совершенстве знает кости скелета лягушек, рыб, грызунов… Она занимается биологией более 20 часов в неделю, посещает факультативы, встречается с вузовскими преподавателями в лаборатории биофака БГУ. На кону — победа в заключительном этапе респуб­ликанской олимпиады. Подготовка к ней — трудный квест длиной в несколько лет.

Ботаники в Сети

Татьяна Петровна во время беседы часто улыбается. Иногда может на мгновение взглянуть в окно. Куда-то вдаль. Вот как сейчас. Там клены и березы позолотили ветви.

— Но больше люблю весну, — отвлекается от желто-зеленого пейзажа учитель. — Все оживает, расцветает. Это яркие эмоции. У меня и характер весенний.

Кстати, с точки зрения биологии весна и лето изобилуют насыщенным и богатым материалом для изучения. Подопечные Татьяны Гоменюк с наступлением теплых деньков не засиживаются в кабинете. На уроках много практики.

— Улица — развивающая среда. Исследуем все, что попадает под руку. Тот же лис­тик. Какие у него строение, тип жилкования, форма, край? Своим ребятам не даю расслабиться даже на выходных. У нас есть группа в Viber. Если я на даче, обязательно присылаю им задания. Например, что за рас­тение снежноягодник? И ученики дают ему научную характеристику, — продолжает Татьяна Петровна.

Олимпийские трофеи

За три последних года воспитанники Татьяны Гоменюк принесли в копилку гимназии 82 диплома по биологии. Это победы в различных этапах республиканской олимпиа­ды, конкурсах, экологических слетах.

Вам может быть интересно...  По делам вам

Залог успеха работы с детьми — работа с родителями. Без сотрудничества с семьей ничего не выйдет, считает учитель.

— Надо чувствовать каждого ученика. Знать, какими интересами он живет, какая обстановка дома, хочет ли еще чем-то заниматься. И важно: у ребенка должно быть свободное время, — добавляет собеседница.

Есть еще один момент. Детей надо учить не только побеждать, но и проигрывать. Не все так радужно и красиво в жизни олимпиадника. Большие нагрузки могут сказываться на здоровье. С ребятами работает психолог. Тренинги с ним — обязательное условие, они снимают стресс и напряжение, вызванные грузом ответственности. Педагоги на такие занятия не допускаются.

— Учителя, которые готовят одаренных детей, знают правило: сразу после прохождения теоретического или прак­тического тура олимпиады некоторое время не трогать юного участника. Он в себе, сосредоточен, прокручивает в голове варианты ответов. Все не могут победить. И чтобы ребенок потом не занимался самоедством, важно уделять внимание проигрышу.

Хотя, по словам учителя, если много работаешь на протяжении нескольких лет, редко когда не берешь заветного диплома на заключительном этапе. Но даже если такое случается, бонусы от участия в интеллектуальных состязаниях все равно есть. Например, победил на городском уровне — можешь воспользоваться определенной льготой при поступлении на научно-педагогическое направление биофака БГУ.

Татьяна ГоменюкВыбор каждого

Про таких, как Татьяна Гоменюк, говорят: учитель от Бога. У нее есть невероятная способность увлекать своим предметом. Даже прирожденный математик или гуманитарий, побывав у Татьяны Петровны на уроке, невольно задумается: а может, мое призвание — ­биология?

— Иногда за это себя виню, — признается наставник. — Мне родители говорят, что дети идут за мной. Бывает, всматриваюсь на факультативе в учеников. Сидит мозговитый парень. И в будущем он может стать вполне успешным физиком. Ан нет, тут, при мне, сейчас досконально изучает тему кольчатых червей. Не сбила ли я его с пути?

Несмотря на сомнения учителя, факты ее работы свидетельствуют об обратном. Например, весь прошлый выпуск Татьяны Гоменюк связал свою жизнь с биологией. Большая часть класса поступили в медицинский вуз, остальные в БГУ.

Вам может быть интересно...  Время первых

Перпетуум-мобиле

— И все-таки нет предмета интереснее биологии, — рассуж­дает наставник. — Это то, что ты из себя представляешь, что тебя окружает. Ребята и их родители привозят мне в качестве сувениров из путешествий странные плоды, замысловатые шишки… И даже двух богомолов подарили! Мы их тут же использовали в учебном процессе. Сняли на видео трапезу этих насекомых, обсудили, к какому классу они относятся, какой у них ротовой аппарат, какие ноги — хватательные или бегательные. А потом неожиданно возник вопрос: кто из двоих самка, а кто самец? Ребята просто заметили в конце урока, что по­явился кокон с яйцами. Вот теперь ждем, когда вылупятся маленькие богомолы.

По мнению Татьяны Петровны, педагог все время бежит за своими учениками.

— Тем, наверное, и хороша наша профессия — будешь развиваться всю жизнь, не сможешь остановиться. Учитель должен сочетать в себе доброту и строгость. Спросите у моих ребят, и они ответят, что я очень требовательный наставник. Уделяю много времени проверке заданий, усвоенных знаний. Но если иду по коридору с кипой тетрадок в руках, то встреченные по дороге ученики обязательно мне помогут, — замечает с улыбкой биолог.

Мнение

— Педагог-биолог должен на­учить ребенка жизни, правильно себя вести в экстремальной ситуации, понимать свой организм, — отмечает Татьяна Гоменюк. — Приведу пример. Рассматриваем тему «Кровь». Значит, считаю своим долгом научить школьника читать анализ крови. Что такое гемоглобин? Если его показатель низкий или высокий, как это влияет на здоровье? Это и есть практикоориентированное обучение. Просто информация неинтересна. Привязываешь ее к конкретным жизненным проявлениям — и дети слушают, раскрыв рты. Ведь это их касается! Проходим в 10-м классе тему углеводов. Сразу вопрос: рис полезен? Вроде да. Каши надо есть. Но на самом деле все минералы и витамины — в оболочке, которую, к сожалению, удаляют в процессе обработки зерен. Поэтому детям рекомендую использовать в рационе бурый или коричневый рис.