Общество Пешком по городу

Билборд в столичном интерьере

Лицом к лицу

За окном автомобиля проплывают площадь Победы, Дворец Республики — двигаемся по проспекту Независимости. Сергей Анатольевич тем временем обращает внимание на некоторые тонкости в деле организации рекламы, о которых невдомек обычным горожанам.

— Создание наружной рекламы требует серьезных капитальных вложений, ведь в наше технологичное время не может все сводиться лишь к установке билбордов, — говорит собеседник. — Светодиодные экраны, медиафасады современны и эффектны, но дороги. Правда, лет семь ­назад в Минске вообще не было ни одного светодиодного экрана. А сейчас в конце мая собираемся установить такой в районе Национального аэропорта Минск.

Несмотря на обязывающее название предприятия — «Минскреклама», — оно не является монополистом в сфере наружной рекламы города. В этой отрасли в столице работают десятки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Только билбордов насчитывается порядка 4 тысяч.

— Есть такое понятие — сетевой оператор. Он владеет щитами, экранами, где размещает различные сюжеты заказчиков, — поясняет Сергей Анатольевич. — А есть предприятия, которые паспортизировали билборды и используют их для продвижения исключительно своей брендовой продукции. Например, «Коммунарка», МАЗ или МТЗ. Кстати, производитель, представляющий собственную продукцию, пользуется определенными налоговыми скидками. Более того, он может получить место для размещения щитов без аукциона. Всего же в Минске 88 сетевых операторов, включая наше предприятие. Но более 60% всей рекламы принадлежит девяти крупнейшим. «Минскреклама» занимает 7% этого рынка.

— Кто же присматривает за всем этим хозяйством и какова роль вашего предприятия?

— Мингорисполком возложил на нас ряд функций в сфере изучения и мониторинга состояния наружной рекламы. Мы постоянно взаимодействуем со многими структурными подразделениями Мингор­исполкома. В первую очередь с комитетом архитектуры и градостроительства, который отвечает за состояние и эстетичный вид средств наружной рекламы, а также с управлением торговли и услуг Мингорис­полкома, ведающим соблюдением законодательства. Что касается взимания в бюджет столицы средств за использование городской среды в рекламных целях, это зона ответственности главного финансового управления. Оценивая этичность рекламы, ее содержание, сотрудничаем с главным управлением идеологической работы, культуры и по делам молодежи. И отделить одно от другого нельзя.

— Сергей Анатольевич, как выбирают места для размещения новых билбордов?

— Специалисты института благоустройства и городского дизайна при комитете архитектуры изучают, где можно разместить тот или иной щит и как он вписывается в архитектурную среду города. Затем эти новые места появляются на аукционе, и рекламные компании борются, чтобы их получить.

Пятьдесят на пятьдесят

Тем временем мы приехали в исторический центр, на улицу Зыбицкую. Шагаем в сторону улицы Богдановича. Здесь, в конце Зыбицкой, как бы ограничивая старый город от со­временной застройки, высятся два больших билборда. На них — изображения старинного Минска. Конструкции кажутся более чем уместными здесь. Но где гарантия, что со временем сегодняшнюю социальную рекламу, работающую на исторические кварталы, не заменит коммерческая? По­явится какой-то выгодный заказчик и…

Вам может быть интересно...  Временный вариант

— Коммерческая составляющая важна для нас, поскольку мы работаем на принципах самофинансирования, не получая из бюджета никаких дотаций и субсидий, — отвечает Сергей Хильман. — Но не все сводится к деньгам. Учитывая, что наше предприятие государственное и мы ответственны за эстетизацию рекламной среды, за ситуа­цию в целом в сфере наружной рекламы в Минске, не забываем о золотой середине. Город красивый, уютный, и реклама, не будучи назойливой, должна лишь дополнять архитектурный ансамбль столицы. И мы ни в коем случае не собираемся композицию, завершающую ансамбль Зыбицкой, переводить на коммерческие рельсы.

Сергей Анатольевич обращает внимание на здание на проспекте Победителей, 1. Довольно долго фасад этого дома венчала коммерческая реклама. Учитывая, что отсюда начинается один из главных проспектов с особым названием, ассоциирующимся с героическим прошлым нашего народа, на предприятии сочли более уместным нынешний аншлаг на этом здании — «Слава пераможцам!», который сами же изготовили и установили.

— Хотя с экономической точки зрения выгоднее была прежняя реклама, — уточняет собеседник. — Но не может быть все повсеместно сведено к коммерции. В Минске сейчас более 50% площадей наружной рекламы занято рекламой социальной. В зависимости от места — от 10 до 90%. В среднем 50 на 50.

И дальше, следуя по проспекту Победителей, Сергей Анатольевич обращает внимание на билборды и факельные конструкции, на которых не планируется размещение коммерческой рекламы. Например, у пересечения с улицей Орловской, неподалеку от «Минск-Арены» и в других местах. Хотя повсеместно в городе мы видим, что на одних и тех же щитах появляется то коммерческая реклама, то социальная. Оказывается, сетевой оператор не имеет права держать билборды пустыми.

— Это нарушение, — объясняет Сергей Хильман. — Если вы не можете найти коммерческую рекламу, то должны разместить социальную. Зато при этом такое предприятие освобождается от налогов за использование городской среды. Кстати, в «Минскрекламе» есть специалисты, которые контро­лируют уплату сборов в казну по договорам по рекламе.

Да, реклама приносит городу деньги. Если в 2009 году городской бюджет от рекламных сборов получил около 2 миллио­нов долларов в эквиваленте, то в 2016-м — около 4 миллионов. На мой взгляд, город красив, им можно прос­то полюбоваться, а если зас­тавить щитами, на что будем смотреть?

Дела насущные

В сфере наружной рекламы столицы постоянно происходят перемены. Так, постепенно растяжки на центральных проспектах вытесняются на второстепенные улицы. А если и появляются изредка, то только в качестве социальной рекламы.

— Пытаемся находить другие способы зарабатывания денег, — поясняет Сергей Хильман. — Думаю, отсутствие растяжек сказалось на эстетизации наших двух главных проспектов положительно. По­думываем о световых растяжках. Они требуют не только надежных инженерных решений, но и энергообеспечения.

Из сегодняшних насущных проблем — приведение в порядок так называемой рекламы на уровне ног — плакатниц.

Вам может быть интересно...  В ритме города

— Они не требуют паспортизации и согласования установки, — говорит собеседник. — И если они меньше одного квадратного метра, за них не требуется платить в бюджет. В итоге видим, как многие улицы заставлены самыми разнообразными конструкциями, которые и цепями, и замками прикреплены к деревьям,

оградам. Неприглядно и мешает прохожим. Минску это не к лицу. С этим надо что-то делать. Тем более закон никто не отменял, и разрешение собственника на размещение таких конструкций требуется. У каштана, к которому цепью приковали плакатницу, есть собственник — город в лице «Минскзеленстроя“. Столб тоже кому-то принадлежит. Тротуарная дорожка рассчитана на то, чтобы люди мог­ли безопасно пройти. Обращались в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, нам обещали рассмотреть эту проблему. Наде­емся прийти к цивилизованному решению.

Автор: Елена КОРНИЕНКО