Четыре колеса

Безопасности ради

Какие изменения могут произойти в жизни водителей

Госавтоинспекция вынесла на общественное обсуждение проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Респуб­лики Беларусь «О дорожном движении».

Штрафные баллы

Сотрудникам ГАИ известны имена автомобилистов, которые допускают за год свыше двух десятков, а то и сотню нарушений ПДД. Штрафные санкции не всегда оказывают нужное воздействие, а лишение водительских прав в качестве наказания преду­смотрено законом далеко не во всех случаях. Как же обуздать злостных нарушителей правил, которые изо дня в день подвергают опасности не только себя, но и других участников дорожного движения? Предлагается ввести систему начисления штрафных баллов. В течение года достаточно набрать 15, чтобы на время распрощаться с правами. В зависимости от характера совершенного правонарушения будет присуждаться от 1 до 4 баллов. Чтобы лишиться прав, к примеру, за управление авто с непристегнутым ремнем безопасности, нужно совершить 15 таких поездок в течение года.

Сведения о количестве начисленных баллов станут сообщать водителю при рассмотрении каждого правонарушения. Получить информацию можно будет и посредством интернет-приложения.

«Механика» или «автомат»

Возможно, в будущем сдавать экзамены в ГАИ после обучения в автошколе разрешат на автомобилях с коробкой «автомат». В этом случае водительское удостоверение выдадут с отметкой о необходимости управления транспортным средством соответствующей категории только с автоматической трансмиссией. А значит, и ездить на машинах с механической трансмиссией обладателям таких прав будет запрещено. Те, кто традиционно сдает экзамен на «механике», смогут управлять автомобилями с любым видом трансмиссии.

Международный стандарт

В большинстве стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока без международного водительского удостоверения не получится взять в аренду автомобиль. А в некоторых государствах управление транспортным средством водителем-иностранцем со своим национальным документом может расцениваться как нарушение. В той же Испании, которая не ратифицировала Конвенцию о дорожном движении, белорусские права считаются недействительными. Поэтому ГАИ выступает за выдачу удостоверений международного образца по заявлениям граж­дан сроком на 3 года либо до истечения срока действия национального документа в зависимости от того, какой срок наступит раньше. Наличие таких водительских прав при управлении транспортным средством на территории Беларуси не потребуется.

С правами по бездорожью

Еще одно нововведение — механизм предоставления права управления мотовездеходами: квадроциклами, снегоходами и снегоболотоходами. Изменения обусловлены отсутствием порядка допуска к управлению этими транспортными средствами. Для чего вводятся две категории колесных тракторов и самоходных машин — «H» и «I». Право управления мотовездеходами будет предоставляться лицам, достигшим 17 лет, после сдачи квалификационных экзаменов (при этом прохождение подготовки не потребуется), а также водителям, имеющим право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной хотя бы одной категории, за исключением «АМ» или подкатегории «A1».

Старое на новое

В ГАИ предлагают так называемые бессрочные права признавать недействительными с 1 января 2020 года. Регулярно инспекторы выявляют факты подделки либо предоставления подложных водительских удостоверений. В большинстве случаев это касается документов старого образца, которые имеют минимальную защиту и выдавались на территории Беларуси и других респуб­лик бывшего СССР до 1995 года. В зарубежных странах их признают недействительными. В ГАИ обеспокоены и тем, что обладатели стареньких удостоверений зачастую игнорируют процедуру медицинского переосвидетельствования, в связи с чем возрастают риски совершения ДТП из-за ухудшения состояния здоровья. Сегодня наличие медицинской справки о годности к управлению транспортными средствами проверяется в основном при возврате водительского удостоверения и (или) талона к нему после изъятия, а также при их обмене. А поскольку такой талон в этом году будет упразднен, соответственно, снизится и контроль за наличием у водителей действующих медсправок.

Кстати

Свои предложения и замечания можно оставить на правовом форуме Беларуси forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=10090. Обсуждение продлится до 23 мая 2018 года.