Образование Общество

Слово и личность

— Ольга Евгеньевна, уровень квалификации учителей гимназии №  6 один из самых высоких в городе…

— Действительно, более 84 % наших педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории. Это люди, заинтересованные в качестве работы, в престиже и репутации гимназии, в успешном будущем учащихся.

— При этом значительный процент ваших выпускников поступает в высшие учебные заведения именно технического профиля. Как этого достигаете?

— Определения «политехническая», как раньше, в названии гимназии уже нет, но традиции основательной физико-математической школы мы сохранили. Так, ежегодно показывают 100-балльный результат на централизованном тестировании по математике учащиеся Александ­ра Ивановича Мандрика. На высоком профессиональном уровне работают и учителя математики Жанна Петровна Савицкая, Людмила Геннадьевна Терро, Галина Леонидовна Бельченкова, учителя физики Юрий Марленович Робейчиков, Людмила Ивановна Караба, Раиса Викторовна Малевич и многие другие.

— Основу вашего коллектива составляют учителя со стажем. А удается ли растить в стенах гимназии перспективную молодежь?

— Опытные учителя создают для этого самые благоприятные условия. Молодежь к нам не только приходит, но и задерживается надолго, раскрывает свои способности. К примеру, учитель истории Анастасия Олеговна Куратева работает в гимназии всего три года, но уже является руководителем межрайонного методического объединения по предмету «Искусство», победителем конкурса «IT-марафон», автором многочисленных публикаций по вопросам использования информационных технологий в образовательном процессе. После службы в армии вернулся к педагогической деятельности наш учитель физической культуры и здоровья Владислав Олегович Беликов.

— На ваш взгляд, какие главные вызовы стоят перед современным учителем?

— Развивается экономика, совершенствуется производство, впечатляющими темпами идут вперед технологии. И учитель должен держать руку на пульсе всех этих изменений, соответствовать уровню развития общества. Надо совершенствоваться, изучать новации в разных сферах, и особенно в области своего учебного предмета. Иначе невозможно должным образом подготовить учащихся к тем реалиям, в которых им предстоит жить. Кроме того, как и преж­де, успешным сего­дня может стать только тот педагог, который любит работу, свой предмет, видит в каждом ребенке личность и старается максимально раскрыть его возможности.

— Каково место инноваций в современном образовательном процессе? Можно ли гаджеты, которые нередко отвлекают детей от учебы, превратить в союзников учителя?

— Самым ценным в процессе образования по-прежнему остаются слово и личность учителя. Но потенциал электронных средств

обучения, конечно, высок, и мы активно его используем. Учитель должен говорить с учащимися на понятном и интересном им языке, и в настоящий момент это язык компьютерных технологий. Наши педагоги становятся сертифицированными пользователями IT, обучаются по данному профилю на курсах повышения квалификации, семинарах, занимаются самообразованием.

Благодаря имеющимся техническим средствам уроки в гимназии стали более наглядными, динамичными, продуктивными. При необходимости дети пользуются электронными книгами, планшетами, смартфонами, куда скачивают электронные учебники или вспомогательные учебные курсы.

Уже второй год гимназия участвует в инновационном проекте по внедрению модели «Перевернутый урок». Его суть в том, что учитель дает учащимся возможность ознакомиться с учебным материалом до проведения урока. Ребята делают это дома, изучая мультимедийную презентацию или видеоролик посредством Интернета. В этом случае весь урок учитель посвящает обсуждению материала, изученного самостоятельно. Новая форма занятий интересна детям как своей нестандартностью, так и интерактивной составляющей. Это стимулирует познавательную деятельность учащихся и активизирует образовательный процесс.

— Одна из проблем со­временных детей — отсутствие мотивации к учебе. Как учитель может помочь в ее разрешении?

— Чтобы сформировать у ребенка мотивацию, педагог должен пробудить интерес к своему предмету и к себе как к личности. Нередко люди, добившиеся успеха в той или иной сфере, признаются, что заинтересовались данной областью знаний именно благодаря своему школьному учителю. У которого горели глаза, который сумел увлечь и показать перспективу. По­этому так важно в нашей профессии не выгореть и 1 сентября в каждый новый класс входить, как в первый раз.

Современное поколение детей не интересуют знания ради знаний. Учащиеся по­стоянно задаются вопросами: зачем мне это надо знать и как это пригодится в жизни? И учитель должен дать убедительные ответы. Наши учащиеся по окончании второй ступени общего среднего образования уверенно выбирают один из трех профилей для дальнейшего обучения в 10-11-х классах. Этому способствует кропотливая работа учителей, классных руководителей, а также устойчивая, но динамично развивающаяся гимназическая система факультативных занятий и дополнительных образовательных услуг.

— К сожалению, сегодня престиж профессии учителя не так высок, как она того заслуживает. Что могло бы поспособствовать изменению ситуации?

— Мое личное мнение — престиж своей профессии каждый учитель формирует сам. Если я с гордостью говорю, что я учитель, то к моему делу и относятся с уважением. Знаю многих педагогов, которые именно так себя и позиционируют, чем заслуживают самое достойное отношение.

— Что хотели бы пожелать коллегам в День учителя?

— Спокойной работы желать не буду, это противоречит самой сути нашей профессии. Пусть работа будет продуктивной, бодрящей и приносит радость! Пусть каждый день вас окружают любознательные и благодарные ученики, понимающие и стремящиеся к сотрудничеству родители, а дома ждет семья, крепкая, любящая и поддерживающая. С праздником, уважаемые коллеги!

_____________________________________

Был ли у вас любимый учитель в школе?

Ольга Вронская, певица, лауреат премии «За духовное возрож­дение»:

— С теплотой вспоминаю уроки истории, которые вела Тамара Ивановна Манько. Училась я у нее в городе Лиде, в школе №  8. На уроках было очень интересно, поскольку учительница не ограничивалась информацией из учебника, все время нам что-то рассказывала, советовала, что почитать. А еще было интересно наблюдать, как Тамара Ивановна приструнивала наших мальчиков (смеется).

Виталий Дембовский, заместитель начальника Минского городского управления МЧС:

— До сих пор благодарен преподавателю физики, директору 129-й минской школы, а ныне директору лицея №  2 Галине Николаевне Богомоловой за ее неуемную энергию. Своим примером она учила нас преодолевать трудности, болеть за свое дело, и во многом благодаря ей я до сих пор с уважением отношусь к родному лицею, всем преподавателям. Я часто там бываю, 1 сентября выступал с лекцией о пожарной безопасности. И конечно, поздравляю любимую учительницу и весь педагогический коллектив с профессиональным праздником!

Владимир Богдан, телеведущий:

— Благодаря трем педагогам минской школы №  171 я состоялся не только как личность, но и выбрал свою профессию. Любовь к иностранным языкам, желание путешествовать, как в программе «Большой селфи-тур» телеканала «Беларусь 1“, мне привила учительница английского языка Татьяна Васильевна Табутадзе. Классный руководитель, преподаватель русского языка и литературы Тамара Ефимовна Бачило посоветовала попробовать себя в школьном театре. Это меня очень раскрепостило. А еще хотелось бы сказать спасибо учителю истории Петру Александровичу Меланичу, который взял меня в команду КВН.

Автор: Оксана МЫТЬКО, Подготовил Владимир ЖДАНОВИЧ