Общество Память

Первая фронтовая

В справочниках, литературе и Интернете вы без труда найдете списки участников бригад, знаменитых актеров, эстрадников, певцов. Но имя того, кто, по сути, придумал и организовывал первую прифронтовую бригаду, зачастую остается в тени.

Они лежат стопкой — дневники. Борис Филиппов писал их всю жизнь, хотя и обладал до последнего дня отличной памятью. Имя этого человека раньше было хорошо известно театралам и любителям искусства. Всего в 24 года он стал заведующим культчастью Большого театра, потом инициировал создание первого клуба художественной интеллигенции в Москве, известного позже как ЦДРИ (Центральный дом работников искусств) , и много лет его возглавлял, был худдиректором Госэстрады и Театра сатиры, а с 1967 года — бессменным директором Центрального дома литераторов. И именно Филиппов был организатором первой прифронтовой бригады артистов, которые поддерживали наших бойцов в течение всей войны.

— Дед, Борис Михайлович, стремился сохранить память о всех тех событиях, — рассказывает внучка Филиппова Нина. — Но он боялся, что это никому не нужно.

Перед самым началом Великой Отечественной в ЦДРИ случилась премьера — выступил ансамбль «Нас семнадцать». На следующий день собрались на репетицию. Филиппова подозвали к телефону. Голос Левитана перепутать было невозможно. Знаменитый диктор попросил Борю включить в 12 часов все репродукторы и ждать важного сообщения. Так актеры и узнали о войне.

Расходиться никто не спешил. Вяло заспорили: нужно ли теперь делать что-то , репетировать? Зачем? Но как-то очень быстро пришли к выводу, что искусство — тоже оружие, способное поднять боевой дух и бойцов, и населения.

Вспомнили, как еще во время революции по стране гоняли поезда-агитки, выступали передвижные составы с актерами. У Бориса Филиппова как руководителя Госэстрады были «в распоряжении» около тысячи артистов разных жанров.

Оставалось лишь несколько переиначить репертуар, придав ему военно-патриотический оттенок. Медленно начала раскручиваться бюрократическая машина. Наконец ему поручили сформировать первую бригаду, чтобы он выехал с ней не позднее конца июля…

Из дневников Бориса Филиппова

28 июля 1941 года.

«… Репертуар бригады должен был не только вселять в бойцов дух героики и патрио­тизма, но веселить и помогать отдыху. По­этому я позвонил по телефону „королю смеха“ Владимиру Яковлевичу Хенкину. Правда, без особой на­дежды получить согласие. У него были все основания для отказа от такой поездки. Прежде всего — возраст… «

Филиппов знал слабые места актера. Он сообщил Хенкину, что его могут опередить Утесов и Смирнов-Сокольский, его соперники на эстраде. Хенкин ответил, что, если Филиппов его не возьмет, он все равно поедет — с другой бригадой.

30 июля 1941 года.

„Сегодня мне ясен состав первой фронтовой бригады: Хенкин, Русланова, Гаркави, артисты оперетты Калашникова и Гейдройц, певец Кипиани, иллюзионист Шукевич с женой, артистка Большого театра Ткаченко, дуэт бая­нистов в составе Борисенко и Жерехова и аккомпаниатор Руслановой, виртуоз на гармошке Максаков“.

6 августа 1941 года.

«… Оружия никакого не дадут, учитывая, что мы не умеем с ним обращаться. С собой советуют взять котелки, ложки, вилки, ножи, мыло, полотенце, смены белья. Едем дней на 15-20, куда — не говорят… «

9 августа 1941 года первая бригада уехала в Гжатск.

Ни нытья, ни недовольства. С этого дня группу ждали сплошные переезды и даже перелеты. Нет, они работали не в тылу, концерты ино­гда проходили под свист снарядов…

Первое выступление состоя­лось 10 августа 1941 года в местечке Акатово.

Концерт был не один: второй — после обеда, потом артисты переехали в деревеньку Старое и дали еще три…

13 августа 1941 года.

«По приезде в воинское под­разделение я связываюсь с комиссаром части и прежде всего узнаю у него фамилии лучших красноармейцев. Гаркави, объявляя номера, посвящает выступления наших артистов тому или иному герою воинской части. Это очень нравится, они бурно реа­гируют… «

Все просто и буднично. 14 августа в 16:00 — очередной налет фашистских самолетов на Вязьму. Великий Хенкин юморит: в ответ на просьбу аккомпаниатора Руслановой дать хоть какое-то оружие выдает: „Достаньте ему пулемет, вооружите старика до вставных зубов!“ 22 августа на „дугласе“ состоялся их первый перелет на хорошо замаскированный в лесу аэродромчик. Концерт прервался налетом. Потом был еще перелет, и еще…

С августа обстановка на подступах к Москве накалилась до предела. 23-го числа в полку Н-ской авиачасти под Можайском бригада дает очередной концерт, и Филиппов будто вскользь отмечает: «За последние два дня усилились воздушные бои, перелеты на „дугласе“ совсем не безопасны, в любой момент можно ждать встречи с немецким истребителем… «

И все. Просто констатация. Все продолжается…

Борис Филиппов после войны опишет ее эпизоды, встречи, людей, на знакомство с которыми была так щедра его жизнь.

В своей книге „Музы на фронте“ он расскажет и о судьбе еще одной артистической бригады, названной брига­дой №  13. Долгие годы она считалась полностью погибшей. В ее составе было много ярких артистов, но особенно выделялась неразлучная эстрадная парочка — Корф и Рудин.

Противник наступал, немцы окружали актеров в лесу, они гибли на глазах друг у друга. Корфа видели раненым, после чего он пропал. Рудина также считали погибшим, поскольку нашли его окровавленный рюкзак.

Лишь спустя годы чудом выживший член бригады А. Бугров написал Филиппову письмо, в котором сообщил некоторые подробности гибели группы. Они — для тех, кто считал фронтовые бригады развлечением.

… Немцы захватили их обоих — Корфа и Рудина.

«Корф был караим, а у Якова Рудина в графе значилось „русский“, и внешне он не имел семитских черт. Когда он увидел, что фашисты собираются вешать Корфа, Яков сделал шаг вперед и сказал: я еврей, вешайте и меня. Их повесили рядом… « 

Автор: Ольга КУЗЬМИНА, vm.ru