Наука и жизнь Общество

Не знают скуки рыцари науки

Вполне мужское занятие

Пауэрлифтинг для доктора химических наук Андрея Иванца больше чем хобби. Это образ жизни и любовь навсегда

В свои 33 года Андрей Иванец — уже заместитель директора по научной работе Института общей и неорганической химии НАН Беларуси, доктор химических наук. Он дважды лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, лау­реат премии Национальной академии наук Беларуси и Фонда поддержки образования и науки (Алферовского фонда). А еще — председатель Совета молодых ученых НАН Беларуси.

Однако белорусские пауэрлифтеры знают имя Андрея Иванца отнюдь не по научным публикациям о мембранных, сорбционных и каталитически активных материалах, а по его достижениям в силовом троеборье. Андрей Иванец — мастер спорта международного класса, первый абсолютный чемпион Беларуси по классическому пауэрлифтингу. На его счету 22 рекорда Беларуси среди юниоров, 9 — среди юношей, 5 — среди взрослых и один — в открытой возрастной категории.

Тяжелой атлетикой Андрей занялся в 10 лет, и его сразу оценили как очень перспективного мальчика. В 15 лет он стал чемпионом Беларуси среди юношей. Увы, тогда же получил серьезную травму, после которой год пришлось восстанавливаться. О тяжелой атлетике ему посоветовали забыть. Но ­ограничиться только победами на олимпиадах по химии Андрей уже не мог. Футбол, баскетбол, настольный теннис, таэквондо, в которых он успел себя попробовать, особенно не привлекли. Свой выбор остановил на пауэрлифтинге.

— Этот вид спорта позволил мне раскрыться в полной мере, — говорит Андрей Иванец. — Я не совсем понимал тогда природу своего азарта, но мне невероятно хотелось поднимать все больше и больше, показывать все лучшие результаты и побеждать на соревнованиях.

Будучи студентом 3-го курса химического факультета БГУ, он занял третье место на чемпионате мира среди студентов в 2003-м, а через год стал бронзовым призером на чемпионате Европы в открытой возрастной категории и первым медалистом чемпионатов континента среди белорусских троеборцев. В ­2007-м завоевал «золото» в троеборье на чемпионате мира среди юниоров во Франции и первым из белорусских троеборцев стал чемпионом Европы. В 2012 году на Кубке мира по классическому (без экипировки) пауэрлифтингу в Швеции Андрей Иванец установил мировой рекорд (340 кг) в становой тяге в открытой возрастной категории. Сего­дня он говорит спорту спасибо не только за подаренные мгновения настоящего счастья.

— Пауэрлифтинг научил переступать через свои «не могу», «не получается», «устал», выкладываться не на 100, а на 200 %, — признается Андрей Иванец.

Целеустремленность, организованность, сила воли уже стали его природой.

Два года он не выступает на международной арене, но не торопится прощаться с большим спортом. По-прежнему регулярно тренируется. Каким бы тяжелым ни был день, после занятий идет в спортивный зал.

Отчасти именно спортивная закалка позволяет ему достигать успехов в на­уке, выдерживать нынешние огромные нагрузки. Впрочем, сегодня для него важны не только профессиональные достижения. Огромной ценностью он считает семью, стремится быть хорошим мужем и отцом.

За годы тренировок и соревнований Андрей Иванец узнал все о стертых до крови ладонях, о разрывах связок и растяжениях мышц, но ни разу не пожалел о своем непростом увлечении. Это часть его биографии, повод для гордости и самоуважения.

Факт биографии

За годы тренировок и соревнований Андрей Иванец узнал все о стертых до крови ладонях, о разрывах связок и растяжении мышц, но ни разу не пожалел о своем увлечении. Это часть его биографии, повод для гордости и само­уважения.

______________________________________________

Все оттенки вдохновения

Директор Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, доктор исторических наук, доктор архитектуры, профессор, академик Александр Локотко прибегает к акварели в поисках достоверности

В прошлом году в издательстве «Беларуская навука» вышли альбом «Простор родной. Беларусь» и сборник «Цвета и легенды родных просторов», которые знакомят с акварелью и графикой Александра Локотко, а также содержат его рассуждения о философии и мифологии природы.

Рисует Александр Иванович с раннего детства, которое прошло в Дятловском районе. Увлек его изобразительным искусством отец, преподаватель русского языка и литературы. После школы Александр даже поступал в вуз на отделение живописи, но не прошел по конкурсу. В результате стал студентом архитектурного факультета БПИ (сейчас БНТУ).

Работал в Белгипросельстрое (Белорусском государственном проектном институте сельского строительства) , создавал Музей народной архитектуры и быта, реставрировал памятники зодчества. По службе много времени приходилось проводить в командировках и экспедициях. Впечатления от странствий по родной Беларуси побудили вновь взяться за кисти и краски, чтобы запечатлевать красоту окружающего мира — лесов, озер, рек, хуторов, проселочных дорог, храмов.

С конца 1970-х Александр Иванович регулярно занимается живописью во время летних отпус­ков. Объездил и исходил всю Беларусь, не раз возвращался в особенно милые сердцу места. Ему нравятся и полесские низины с торфяниками, и дубовые рощи под Новогрудком, и Браславские озера. Но больше всего он любит пейзажи Могилевщины.

Творчество академика Александра Локотко питает поэтическое мироощущение. Его душа откликается на теплоту солнца, радуется причудливым облакам в синем небе, васильковому полю. Гармония земная пробуждает чувство прекрасного, любовь к Родине.

— В творчестве я никогда никому не подражал, — говорит Александр Иванович. — Всегда оставался сторонником художественного академизма. П­робовал рисовать пастелью, гуашью. Но отдал предпочтение акварели и графике. К графике прибегаю потому, что люб­лю рисовать деревья. А они по своей природе очень созвучны этому виду изобразительного искусства. В акварели ищу достоверность. Гуашь, масло можно переписать, а акварель — нет; там удача возможна только однажды. В последние годы начал использовать флейц — широкую кисть, мазки которой позволяют добиться изображения пространства бóльшей глубины.

Сегодня в коллекции академика Александра Локотко около 500 произведений. И он не собирается подводить итоги.

Личное

Творчество академика Александра Локотко питает поэтическое миро­ощущение. Его душа откликается на теплоту солнца, радуется причудливым облакам в синем небе, васильковому полю. Гармония земная пробуж­дает чувство прекрасного, любовь к Родине.

_____________________________________________

Диктатура фантазии

Флористика не только украшает пространство, она помогает обрести гармонию

Научный сотрудник лаборатории экологической генетики и биотехнологии Института генетики и цитологии НАН Беларуси Лариса Милько по совместительству еще и педагог дополнительного образования ЦДОДиМ «Ветразь» Октябрьского района. Она дипломированный флорист.

Когда-то Лариса во время отпусков окончила знаменитую рижскую Школу аранжировки цветов Риты Гарасилс. Сначала в одном из городских творческих центров обучала взрос­лых, теперь занимается со школьниками.

— Флористика позволяет полнее реализовать творческое начало, — убеждена Лариса Викентьевна. — Создавая композиции, можно дать волю фантазии, выразить свое настрое­ние, чувства. Лично я, когда делаю что-то красивое руками, еще и успокаиваюсь, обретаю гармонию.

Она признается, что любит экспериментировать и в на­уке, и во флористике. Постоянно осваивает новые техники, использует в работе самые разные материалы: не только флористические (цветы, листья, кору, мох) , но и воск, проволоку, краски. Фантазийные комбинации материалов и техник рождают индивидуальный авторский почерк. Например, легко узнаваемы шляпы и панно Ларисы Милько, выполненные из листьев клена в старинной прибалтийской технике плетения. Очень успешно мастер трудится и в технике терра: ее особенность в том, что природные и искусственные материалы вдавливаются в раствор (например, штукатурки) , нанесенный на основу, в результате создаются оригинальные объемные коллажи.

Лариса активно делится своими знаниями и навыками с коллегами, учениками, посетителями флористических выставок. Она считает: каждый при желании может открыть в себе творца и сделать жизнь богаче и интереснее.

______________________________________________

Романтическое притяжение

Когда женщина танцует, ее душа поет

Младший научный сотрудник лаборатории цитогеномики растений Института генетики и цитологии НАН Беларуси Надежда Дробот вот уже четыре года увлекается исторической реконструкцией XIX века. А началось все с приглашения знакомой сходить за компанию на занятия историческими танцами в один из минских клубов. Надежда из любопытства согласилась, и с первого же посещения ей самой захотелось закружиться в вальсе и освоить мазурку. Успехи не заставили себя ждать. А вскоре Надя решила самостоятельно сшить костюм для танцев. Первое платье создавала больше двух месяцев. Все последующие  сегодня их уже пять) дались быстрее и легче. Для своих нарядов она использует исключительно натуральные материалы, в основном хлопок, и отделывает их кружевами, искусственными цветами и лентами.

— Мне нравится стиль ампир, близок его дух, — признается минчанка. — К тому же клубные мероприятия, поездки на балы в разные города Беларуси, в Вильнюс, Москву, Санкт-Петербург дарят море впечатлений и новых знакомств.

Надежда уверена: когда женщина танцует, ее душа поет. А это отражается и в глазах, и в настроении, и в отношении к работе, людям, окружающему миру.

Как есть

Для своих нарядов Надя использует исключительно натуральные материалы и отделывает их кружевами, искуствеными цветами и лентами.

______________________________________________

Потехе – час

Член-корреспондент НАН Беларуси Лев Томильчик не считает себя поэтом. Однако его творчество любимо коллегами и близкими

Главный научный сотрудник лаборатории теоретической физики Института физики имени Б.И. Степанова доктор физико-математических наук Лев Томильчик с детства тяготел не только к науке, но и к искусству. В театре БГУ в свое время играл в спектаклях «На дне», «Ревизор», «Вишневый сад», в «Детях солнца» исполнял главную роль — Павла Протасова. Учась в аспирантуре, сам поставил спектакли «Двенадцатый час» Алексея Арбузова и чеховский «Юбилей». В 1966 году был научным консультантом в постановке Русского драматического театра имени М. Горького «Физики-лирики». В этом же качестве к его услугам прибегали и при съемках телефильма «Встреча на далеком меридиане», где главные роли исполняли Владислав Дворжецкий и Василий Лановой. Результат его участия в фильме Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра» — ряд сценарных фрагментов, касающихся науки. А еще в этой картине его рука выводит на доске формулы. Для этого пришлось надеть пиджак артиста Олега Даля.

Кроме того, Лев Томильчик лет с 14 не без успеха занимался стихотворчеством. В студенческие годы возглавлял отдел юмора в редколлегии факультетской (учился на физмате БГУ) стенгазеты. В ней появилась его первая эпиграмма. С тех пор он время от времени баловался пародиями на случайные темы. Коллеги и близкие знают Льва Митрофановича как замечательного мастера рифмованных поздравлений к дням рож­дений и семейным праздникам, пародий и эпиграмм. Некоторые из них представлены в его сборнике «Квазипоэтические поделки».

Вот только две «поделки“ доктора наук. Разве не талантливо написаны эти вариации на известные нам темы?

Погода в доме

Какой прогноз у нас сегодня, милый?

Опять ты нынче встал не с той ноги?

Как надоело, господи помилуй!

Ты нервы хоть мои побереги.

Не стану я терпеть такого,

К чертям вся эта суета!

А если ты начнешь все снова —

Я все улажу с помощью зонта.

Песня старого паромщика

На переправе у меня,

Минуя загсы,

В глухую ночь и среди дня

Влюбленных массы.

На помощь им прийти всегда

Готов стараться,

Да только вот кому куда —

Не догадаться.

Куда грести, я не пойму,

Вплоть до истерик:

Ты левый берег дай ему,

Ей — правый берег.

Пойми попробуй, чья возьмет!

И в этом гаме

Болтаюсь сутки напролет

Меж берегами.

Влюбленных много есть среди

Мужчин и женщин.

Я замотался здесь один,

Мне нужен сменщик.

Автор: Ольга ПОКЛОНСКАЯ