Глаза в глаза Общество

На торговом месте

Вживую и с душой

— По некоторым данным, удельный вес белорусской интернет-торговли вырос в розничном товарообороте почти в 6 раз. Вас как руководителя одного из самых крупных универмагов столицы эта статистика не пугает? Сами вы что-нибудь по Интернету покупаете, Николай Владимирович?

— Да, интернет-магазины растут как на дрожжах, но если бы еще и качество их услуг росло такими же темпами!.. А вообще это прогрессивная форма торговли, и мы ее тоже внедряем. Почти три года работает наш интернет-магазин, и объемы продаж растут и у нас. Пока, может, не так оперативно осуществляем доставку, но все-таки наш ассортимент — более 10 000 наименований, и любой из товаров можем доставить с гарантией качества, с гарантией возврата в случае какого-то недоразумения.

Сам я в Интернете пока ничего не приобрел.

Предпочитаю все покупать в «Беларуси» — я патриот своего универмага. При личном общении с продавцом есть возможность посмот­реть, пощупать товар, получить исчерпывающую информацию.

— На служебном входе в «Беларусь» увидела наверняка приятную для ваших работников информацию: вчерашний план товаро­оборота перевыполнен более чем в два раза!

— Секрет, увы, прост: вчера был день скидок. Если бы так было каждый день! Раньше, признаюсь честно, в такие дни могли привлечь покупателей в 8-10 раз больше и товарооборот был соответствующий. Но сегодня не одни мы предоставляем скидки, да и покупательная способность у людей не та. К тому же надо учитывать специфику Заводского района и то, что рядом с нами появился серьезный конкурент — гипермаркет. Нам труднее стало делать товарооборот, хотя наши покупатели — я это точно знаю — к нам возвращаются. Вернусь к скидкам. Проведение таких акций — уже необратимый процесс, он позволяет активнее продвигать товары, оживить расчеты с поставщиками, ну и поднять экономику торгового предприятия. Одно дело — 

хотеть продать задорого, сидеть, щеки надувать и ничего не иметь. Или напрячься, подготовиться, поторговать — пусть с меньшей прибылью, но что-то заработать. Наши доходы сегодня, к сожалению, невелики. Хотелось бы больше. В следующем году универмагу 40 лет, и, чтобы соответствовать современным требованиям, держать марку, необходимо вкладывать и вкладывать средства в реконструкцию и развитие. Заменили эскалаторы, кондиционеры, меняем оборудование, укрупняем и переводим на самообслуживание торговые секции, меняем полы… За 10 лет моей работы здесь не осталось, кажется, ни одного уголка, где бы мы ни приложили руки. Кроме, разве что, кабинета директора (смеется).

— Можете заглянуть в будущее на 20-30 лет? Как считаете, останутся такие большие магазины, как «Беларусь»?

— Думаю, останутся. Нужны всякие формы торговли. В том числе и такие, как «Беларусь». Это, уж позвольте так выразиться, народный магазин. Посмотрите на людей, которые к нам приходят: и бабушки с дедушками, и мамы с папами и детьми, работники близлежащих заводов. Это наши люди. Частные гипермаркеты — хорошие, со­временные: площади, подходы, подъезды, стоянки, паркинги, все это у них есть. Но, уж позвольте мне так выразиться, душевности там не хватает. В зале иногда не найдешь консультанта. А торговля — это же общение. И второе. Не бросится сегодня иностранный частник спасать какую-то там фабрику «Серж», или «Купалинку», или другого отечественного производителя. Мы же как государственное предприятие обязаны им помогать. Мы продаем более 75 % отечественных товаров. Хотя нам наверняка легче и проще было бы закупать дешевый ходовой товар только у коммерческих структур, которые не требуют пред­оплату и готовы предоставить длительные отсрочки платежей. Еще один нюанс. Не в каждом магазине сего­дня торгуют социально значимыми товарами, например нитками, иголками, пряжей, пуговицами. Этот мелкий дешевый ассортимент прибыли не приносит. Но он востребован, и мы им торгуем.

От повара до директора

— Николай Владимирович, вы в торговле без малого 50 лет, почти 10 лет возглавляете «Беларусь». Про изменения в отрасли спрашивать не буду, они видны даже неспециалисту. Спрошу об ином: какие личные качества помогли выпускнику кулинарного училища пройти путь до больших руководящих должностей, включая должность замес­тителя председателя Мингорисполкома?

— Я действительно начинал поваром в кафе ЦУМа, а после службы в армии пришел в знаменитую тогда «Папараць-кветку». В 22 года стал шеф-поваром ресторана. К слову, представьте, тогда в столице было всего 17 ресторанов! В 27 лет я уже был первым заместителем директора треста столовых Московского района по производству. Мы тогда создавали комбинаты питания, фабрики-кухни, комбинаты школьного питания, специализированную сеть детских кафе. В 30 лет стал директором комбината питания «Горизонт» — он был лучшим в Советском Сою­зе! Мы его представляли в Москве на ВДНХ, и к нам потом вся страна приезжала за опытом. Были и другие важные вехи биографии. Что двигало мною по жизни? Наверное, хотелось доказать себе и близким, что в жизни я не потерялся, сумел найти себя, свое дело, быть полезным Родине. Помогал характер. Родился и вырос я в многодетной рабочей семье, мама одна поднимала пятерых, я был самым младшим. Жили мы в бараке недалеко от Комаровки, по вечерам, а то и ночью подрабатывали на базаре на разгрузке овощей, арбузов, поз­же — в художественной мастерской изготовителем рек­ламы и натурщиком. Что такое собственный хлеб, я понял рано.

В Мингорисполкоме в свое время курировал торговлю и продовольственную безопасность. Помню, как принимали долговременную концепцию развития торговли в столице. Мы должны были довес­ти уровень обеспеченности торговыми площадями, объектами общественного питания в городе до европейского. Выполнили? Перевыполнили! Торговля развивается семимильными шагами. Хотя есть то, что лично меня печалит. К примеру, раньше в городе было несколько диетических столовых, и хотя сегодня широк ассортимент лечебных и оздоровительных продовольственных товаров, специализированные предприятия дие­тического питания, думаю, были бы востребованы. Считаю, что можно было бы и более активно развивать национальную кухню. При том, что у нас в каждом кафе можно съесть и драники, и мачанку, этого недостаточно. Недавно я был в Новосибирске, где организована сеть магазинов «Добрянка». В них можно купить более 1 000 наименований блюд, которые готовят на глазах у покупателей прямо в торговых залах, начиная от окрошки и солянки и заканчивая котлетами, пельменями, заливными, пирогами. Все основано на рецептах старинной кухни и реа­лизуется на вынос. Полагаю, этот опыт вполне может быть использован в нашей столице, может, на базе той же сети «Радзивилловский».

— Хорошая продовольственная секция, цех собственного производства с выпечкой, бар, кафе — зачем вам в «Беларуси» лишняя головная боль? Или это, наоборот, быстрые живые деньги?

— Продовольственную секцию мы перевели на самообслуживание, объединили в большой комплекс, сделали капитальный ремонт кондитерских цехов, пересмотрели ассортимент, кафе и бар довели до современного уровня. На месте и вправду не стоим, развиваемся. Все лучшее тащим к себе, внедряем, стараемся соответствовать свое­му высокому названию, а оно, согласитесь, обязывает быть на высоте. Мы не можем быть просто торговой лавкой. Остановился — значит,

погиб.

— Николай Владимирович, чем завлекаете к себе молодых сотрудников? Есть у «Беларуси“ эксклюзивные предложения?

— Сейчас подошло время уходить на заслуженный отдых тем, кто пришел к нам в 1978 году, — это золотой фонд универмага, а, может, и бриллиантовый. Но сохранена школа наставничества — наши лучшие продавцы готовы трудиться и дальше, у них есть энергия и желание работать, передавать молодым свой опыт. Уже и среднее поколение подросло, тоже наставниками становятся. Мы стали базовым предприя­тием подготовки кадров для двух торговых колледжей и колледжа кулинарии. Во время обучения и прохождения практики их учащимися имеем возможность отобрать себе лучших.

Второй момент — у нас хороший социальный пакет. И питание в кафе в кредит со скидкой 40 %, и возможность купить в кредит товар с рассрочкой платежа без процентов. Есть дополнительные выплаты, которые, впрочем, зависят от нашего финансового положения. Имеем здравпункт, спортзал, библиотеку, комнату релаксации. По итогам прошлого года мы заняли третье место в республике по спортивно-массовой работе. У нас своя художественная самодеятельность, наши мальчишки и девчонки танцуют и поют — коллеги просят приехать и выступить! Это сплачивает коллектив, что немаловажно. К тому же кто хорошо отдыхает, тот хорошо и работает.

Конечно, молодежь сейчас удержать труднее, чем раньше, — она стала более требовательной и нетерпеливой. Поэтому те, кто приходит по направлению, отрабатывают и бегут туда, где сразу больше платят, потом обжигаются, теряют интерес к профессии. Меня радует, что многие возвращаются. Сегодня не все измеряется деньгами — все-таки микроклимат, взаимоотношения в коллективе очень важны. У нас они здоровые, нормальные. Мы это ценим и бережем.

На стороне покупателя

— Магазины самого разного уровня. Возможность выбора, широкий доступ к товарам в отличие от прежних времен. Безусловно выросшее благосостояние… Почему, на ваш взгляд, люди при этом стали жестче, злее? Ваши работники наверняка это ощущают на ­себе.

— Из своих наблюдений. Вот мы смотрим фильмы 1950-1960-х годов. Они чис­тые, душевные, учат творить добро. Слезы на глаза наворачиваются от того, как люди дружно жили в квартирах с общей кухней, в бара­ках, хотя ели не так сытно и богато. Я из того времени, я и мои сверстники еще это помним — голодное и очень бедное послевоенное детство. Сегодня, во-первых, век быст­рый. Всё бегом, всё в напряге, поэтому много неудовлетворенности. На том же телевидении каждый день — там взорвалось, там убили… Это все действует на психику. Во-вторых, в экономике не все так хорошо, как хотелось бы. Люди заведены, и как защитная реакция — агрессия и злоба.

Есть у нас несколько убогих, я бы сказал, покупателей, которые, наверное, ни на работе не востребованы, ни дома их не уважают, поэтому, придя в универмаг, они дают волю своим эмоциям, чувствуют себя героями. Книгу жалоб дайте по первому требованию! Одна дама ходит к нам чуть ли не через день. То не так пряник положили, то не так этикетку приклеили. Хобби такое — всех учить. А наша задача — всем угодить, чтобы человек, даже если пришел с плохим настроением, от нас ушел с хорошим. Когда мне лично приходится разбирать какие-то жалобы, всегда становлюсь на сторону покупателя, потому что мы профессионалы, потому что нас учили, как обращаться с разными людьми. И мы должны находить выход, как разрядить ситуацию.

Автор: Екатерина ДУБИНСКАЯ