Культура

Магия Исачева

Лик Спасителя скорбно взирает на нас с одной из самых значимых картин Александра Исачева, в числе семи десятков работ выставленных нынче в столичной галерее «Артель» (проспект Независимости, 58/1). И каждый, кто помнит это имя или даст себе труд поискать в Интернете, может вновь либо впервые открыть для себя творчество самобытного, но, к сожалению, уже подзабытого белорусского художника…

Неужто и впрямь Sic transit gloria mundi ( «Так проходит мирская слава») ? Между тем 30 лет назад, весной 1988-го, первая выставка работ Исачева в Минске во Дворце профсоюзов произвела настоящий фурор, очередь змеилась по ступенькам. В итоге ее посетили свыше 200 000 человек! Настенные календари с «Дриадой», выпущенные чуть ли не миллионным тиражом, и карманные календарики разметали как горячие пирожки. Нынешнюю экспозицию под названием «У забытых алтарей», организованную ее обладателем, художником и музыкантом Олегом Орловым, за первые три дня посетили чуть более 100 ценителей и любопытствующих.

Впрочем, времени на раскачку предостаточно — выставка продлится по 4 мая. Заглянуть же в «Артель», полагаю, стоит даже тем, кто равнодушен к изобразительному искусству, хотя бы для общего развития и расширения кругозора. Имя и творчество Александра Исачева присутствуют в школьных учебниках, энциклопедиях, солидных каталогах. Те же «Иисус Христос», «Дриада», «Магия», «Лилит», «Изида“ и другие картины, выполненные в технике лессировочного гладкого письма, красивы, необычны, загадочны, наполнены мистикой, нагие богини прекрасны и чувственны.

Есть, впрочем, и более традиционные работы, напоминающие стиль импрессионистов, качественные рисунки и графика. К слову, произведения Александра Исачева приобретали для галерей и частных коллекций Швеции, Германии, Франции, Израиля, США и даже, по заверению организаторов, экс-президентов Франции и США Жака Ширака и Рональда Рейгана. И как бы к нему ни относились ревнивые собратья по искусству, художник-самоучка не гонялся за славой и надежными заработками, не держал нос по ветру, не питался соцзаказами, не щипал травку на конъюнктурных пастбищах, жил как мог и писал то, что считал нужным и важным…

Автор: Владимир ПИСАРЕВ