Культура Часы времени

Как по маслу!

Беларусь не единственное место в мире, где однажды уходит зима и приходит весна. Более того, мы не единственные на планете, которые этому радуются. Так стоит ли удивляться, что в разных странах и у разных народов есть свои аналоги Масленицы! На­деюсь, не требуется с ученым видом уточнять, что древние языческие ритуалы постепенно слились с церковными установлениями и есть разница между православной и католической традициями. Просто мысленно перенесемся в разные уголки мира и подивимся, как там люди на своей Масленице веселятся.

Под знаком карнавала

Всем знакомое слово «карнавал» происходит от позднелатинского carne (мясо) и vale (прощай). «Прощай, мясо» — в общем, преддверие Великого поста. И как не оттянуться перед долгим испытанием! Карнавал — аналог Масленицы в католической Западной Европе и тех точках планеты, где селились выходцы из нее. Неизменная традиция — проход по городу костюмированного шествия. Истоки — в средневековых праздничных шествиях городских ремесленных цехов. А дальше — местная специфика. Знойная самба на знаменитом карнавале в Рио-де-Жанейро, причудливые маски не менее знаменитого венецианского карнавала, шумное веселье на Fastelovend (кёльнский карнавал) — всё это примеры того, как из одного корня выросло множество разных и ярких цветов.

Бег со сковородками

Это английская традиция. Женщины в фартуках и косынках бегут по улицам, неся на сковородке скворчащий блин. При этом его надо не менее трех раз подбросить. Победительницу целует звонарь местной церкви. По преданию, некая хозяйка пекла дома блины, тут донесся звон колокола. Она поняла, что опаздывает к службе, а блины бросать было жалко. Вот и помчалась…

Дословно

Один иностранец, побывавший при дворе Ивана Грозного, написал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства;, а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют».

Похороны сардины и контрабаса

«Похороны сардины» — это уже Испания. У Гойи даже есть картина «Похороны сардинки». Иноземец удивится: никакой рыбы на ней нет, обычное народное веселье. Но испанцам объяснять ничего не надо.

Имеются две версии происхождения этого обычая. Первая: где-то в XVIII веке по случаю праздника король решил побаловать горожан угощением. Но выставленные сардины оказались испорченными. Подданные, однако, скандалить не стали, просто решили избавление от негодного продукта превратить в веселую церемонию. Другая версия еще проще. Великий пост на носу! Придется обходиться без аппетитных колбас, ветчины — хамона. Впереди — лишь рыба. И отношение к рыбе люди решили выразить карнавалом.

В Чехии все иначе. Там хоронят контрабас. Что чехи к контрабасу имеют? Да ничего не имеют, просто знак такой — музыке скоро конец. Нагулялись. Будем поститься.

Но у нас ведь до конца Масленицы еще далеко. 12 февраля она только начнется. Впереди — заигрыши, разгулы, тещины вечерки…

Король, на трон

Говорят, в некоторых американских штатах празднование Масленицы запрещено. Возможно, и так. В США всяких исторических законов-казусов хватает. Где-то нельзя зайцев из окна отеля отстреливать, где-то  — купать ослов в ванне. Но, может, все проще — в Америке другая традиция. Там отмечается «жирный вторник» — Mardi gras (Марди гра). Мы специально приводим французское название праздника, потому что самые знаменитые гулянья проходят на юге США, в Нью-Орлеане, изначально заселенном французами. Костюмированные парады, торжества плюс местная «фишка» — чествование короля карнавала.

Кстати, первым таким королем стал русский принц великий князь Алексей Александрович, сын Александ­ра II. Гордиться данным фактом или нет, пусть решают россияне. А было так… Во время Граж­данской войны в США (1861-1865 годы) Россия демонстративно симпатизировала северянам. Их бывший главнокомандующий Улисс Грант (тот, который потом попал на 50-долларовую банкноту) , став президентом, не раз приглашал Александ­ра с визитом. А у царя и дома дел хватало. Но тут сынок, добродушный обалдуй, тайно женился на особе нецарственных кровей и к тому же много старше себя. Брак не признали. Государь, чтобы замять скандал, в 1871 году отправил Алексея вместо себя в Штаты. Тот мило проводил время — принимал почести, охотился на бизонов, жил в индейском племени. А еще приударял за местными красотками, в частности за актрисой варьете Лидией Томпсон. Вслед за ее труппой отправился в Нью-Орлеан и попал аккурат на Марди гра. Естественно, стал главным героем праздника. Для великого князя Алексея во время карнавального парада соорудили даже помост с троном. Он проявил скромность и усесться отказался. Однако традиция осталась.

Еще Масленицу в США вовсю празднуют «бывшие наши». Пару лет назад, например, знаменитый танцовщик Михаил Барышников разместил на своей странице в «Фейсбуке» рецепт блинов. Барышникову уже 70, но форму держит. Тем не менее в честь Масленицы, видимо, готов нарушать режим.

А у нас во дворе

Масленица приходится на восьмую неделю перед Пасхой. По своей сути это весенний крестьянский праздник. Весенний! Но в этом году он, видимо, пройдет под завывание вьюги. Масленица — языческое наследие. Поэтому так много катаний, гуляний, шуток, розыгрышей, и особенно во время Широкой Масленицы — с четверга по воскресенье.

А еще этот праздник — символ продолжения жизни. Например, в четверг неженатым парням устраи­вали цяганне калодкі. К ноге привязывали тяжелую деревяшку и заставляли так ходить по деревне, пока холостяк не откупится орехами и не призадумается: не пора ли в самом деле род продолжить?

В субботу начинались испытания для молодых хозяек под названием «Падушкі трэсці». Хозяйка заранее должна была купить (или сама приготовить) что-нибудь вкусненькое и положить под подушку. Если гости вбегали в дом и не находили угощений, они хватали подушки, носились по деревне с криками «Падушкі прадаём!» Следом бежала хозяйка и выкупала свою собственность.

В каждой местности своя театрализация. Даже чучело для сжигания у всех разное: в одной деревне его делали из соломы, в другой — из рванины. Сжигали не только чучело, но и остатки праздничной еды, а пеплом удоб­ряли поле. Просили друг у друга прощения. Ходили на могилы к предкам. Мылись в бане.

В конце масленичной недели многие уже начинали гукаць вясну. Соскучились по ней! Пекли печенье в виде жаворонков, раздавали их детям, а девушки клали этих птичек на широкий платок, тряс­ли его и подбрасывали «жаворонков» в небо…

Автор: Сергей НЕХАМКИН