Образование

Искусство быть собой

Как арт-терапия помогает малышам научиться управлять своими эмоциями

В рабочем кабинете педагога-психолога яслей-сада № 397 Юлии Кароль чего только не сыщешь! Здесь и копилка для обид, и стакан для крика, и шумовые инструменты… Весь этот игровой арсенал специалист использует на коррекционных занятиях с использованием арт-терапии.

— Как правило, такая дея­тельность ориентирована не на всех воспитанников сада, а лишь на тех, кому требуются определенная психологическая помощь и поддерж­ка. К примеру, у ребенка занижена самооценка, проявляется повышенная тревожность или обнаружились проб­лемы в общении со сверстниками… Арт-терапия позволяет снять эмоциональное напряжение у детей, скорректировать их поведение, является безопасным способом выпустить пар и выполняет диагностичес­кую функцию, — поясняет Юлия Кароль.

Факт

В 2017 году Юлия Кароль стала финалистом ежегодного городского конкурса «Опыт и инициатива педагогов — ресурс образования столицы», где представила свои наработки по арт-терапии. Она удостоена премии Мингорисполкома.

Нам удалось стать свидетелями того, как проходит одно из занятий с использованием элементов песочной терапии. В игровую приходят четверо дошкольников — Злата, Вероника и Костя с Ваней. Начинают с того, что все (в том числе и психолог) становятся в круг и приветствуют друг друга. Затем Юлия приглашает ребят в Песочную страну: малыши усаживаются за стол, где уже предварительно расставлены контейнеры с подготовленным материалом для их будущего творчества. Психолог предлагает ребятам познакомиться с песком, поразминать его: детвора весело хохочет, запуская в песок руки, проводит по нему пальчиками, словно граблями, лодочкой или осьминожкой.

Затем малышам предлагают сделать на песке отпечаток своей ладошки и «оживить ее» — нарисовать на ней веселую (или грустную, если настроение не задалось) рожицу, используя подручный материал — пуговицы, бусинки, зерна. В этот миг дети настолько поглощены происходящим и со­средоточены на процессе, что не замечают ничего вокруг. При этом Юлия старается всячески поощрять их усилия — как словами, так и жестами.

Вторая часть занятия закреп­ляет у воспитанников умение распознавать основные эмоции по мимике. Психолог показывает детям фотоиллюст­рации их ровесников: один из них плачет навзрыд, другой сердито смотрит испод­лобья. Задача малышей — определить чувство, которое показано на картинке. И здесь стоит заметить: наши дошколята справляются с успехом.

— Занятия с использованием арт-терапии носят коррекционный характер, по­этому их проводят в небольших группах, чтобы у психолога была возможность уделить время и внимание каж­дому подопечному, — говорит Юлия.

На своих занятиях педагог применяет различные материалы для художественного творчества: от акварели и гуаши до соленого теста, пластилина и глины. Используются и необычные изобразительные техники, например монотипия — рисование, при котором гладкую поверхность (оргстекло) покрывают крас­кой, а потом делают с нее отпечаток на листе бумаги. Большое значение психолог уделяет и работе с родителями.

— Многие из них активно вовлечены в эмоциональное воспитание своих детей, по­этому прислушиваются к рекомендациям, которые получают от педагога-психолога, и стараются следовать им на практике. С ними довольно легко наладить конструктивный диалог. Но иногда встречаются взрослые, которые не придают серьезного значения развитию эмоционального интеллекта у детей, предпочитая переложить эту роль на плечи педагогов, — замечает Юлия.

Метод арт-терапии в работе с детьми собеседница освои­ла чуть более 10 лет назад на курсах повышения квалификации в Академии последип­ломного образования. В настоящее время является руководителем районных методических объединений педагогов-психологов учреждений дошкольного образования Московского района.

Важно

Как вырастить ребенка оптимистом?

3 совета педагога-психолога:

  1. Родители воспитывают не только словами, поэтому следует помнить: даже самые маленькие дети всегда чутко улавливают то, что на самом деле чувствуют взрос­лые. Если мама постоянно напряжена и в ожидании чего-то плохого, у ребенка тоже возникает беспокойство, появляется чувство одиночества. Все это может сказаться на его здоровье.
  2. Находите время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить о его чувствах и эмоциях. Это поможет ему справиться со своими страхами, тревогами и сомне­ниями.
  3. Когда в жизни есть цель, позитивный взгляд на вещи преобладает. Поэтому очень полезно обсуждать с детьми их мечты, планы на отдаленное будущее и краткосрочную перспективу.