Наука и жизнь Общество

Движение без напряжения

Серийного производства электромеханических приводов в Беларуси пока нет. Мотор-редукторы, то есть устройства, объединяющие в себе редукторы и электродвигатели, которыми комплектуют продукцию отечественного машиностроения, импортируют преимущественно из России, Италии, Китая и других стран. На ОАО «Приборостроительный завод

„Оптрон“ НАН Беларуси в рамках венчурного проекта разработали типоразмерный ряд планетарно-цевочных мотор-редукторов с регулируемым электродвигателем (ПЦМР).

— ПЦМР выгодно отличаются от других типов мотор-редукторов массогабаритными характеристиками и высокой нагрузочной способностью: в передаче крутящего момента участвуют до 50 % зубьев каждого планетарного ряда, — объясняет генеральный директор „Оптрона“ кандидат технических наук Николай Янкевич. — Объединение двух высокоэффективных компонентов — планетарно-цевочного редуктора и бесколлекторного двигателя на постоянных магнитах — позволило получить конкурентоспособный электропривод. ПЦМР нашли широкое применение в приводах автотранспортных средств, сельскохозяйственной и строительной технике, в технологическом оборудовании, тепличных тележках и другом.

Еще на предприятии создан электропривод „мотор-колесо“, который можно применять в персональных электрических транспортных средствах: электровелосипеде и электроскутере. За счет использования наноструктурированных материалов и разработки своего коммутатора удалось в полтора раза увеличить мощность мотор-колеса. Его макетные образцы для электровелосипеда и электроскутера уже проходят испытания. В перспективе планируется организовать отечественное производство персональных электрических транспортных средств.

Автор: Ольга ПОКЛОНСКАЯ