Образование Общество

В вуз – по порядку

Поговорим о главном

На некоторые специальности планируют ввести внутренний экзамен. Это может быть собеседование или тест

В итоге вузы, которые поддержат эксперимент, будут выстраивать рейтинг абитуриентов не по четырем позициям, как ранее, а по пяти. То есть учтут результаты трех ЦТ, баллы школьного аттестата и результат внутреннего экзамена.

Такое новшество может коснуться тех специальностей, где важно оценить практические навыки потенциального первокурсника. Например, разговорные — при выборе лингвистического профиля.

В БГУИР планируют проводить собеседование с абитуриентами, выбравшими специальность «Информационные системы и технологии игровой индустрии) ». Именно по этому направлению в прошлом году в вузе был зафиксирован самый высокий проходной балл — 370! Поэтому ректор БГУИР Михаил Батура полагает, что дополнительное испытание не отпугнет потенциальных гейм-дизайнеров.

— В системе высшего образования проведение собеседования — не новшество. Такой опыт имел место на некоторых направлениях. Психолого-педагогическое собеседование проводит БГПУ имени М. Танка. Но в сфере IT внутреннее испытание такого рода будет впервые, — сказал Михаил Батура. — Результаты проанализируем и затем либо откажемся от дополнительного испытания, либо перенесем эту практику и на другие специальности.

Ректор отмечает: в вуз традиционно идут сильные ребята, складываются высокие проходные баллы. Тем не менее в процессе учебы есть отчисления!

— Наверное, необходим дополнительный механизм, чтобы определить абитуриентов, готовых к обучению в высшей школе. Понимает ли молодой человек, куда поступает, сложность занятий? Выбирая в будущем специальность инженера-программиста, недавний школьник полагает, что математика, например, в профессии ему ни к чему! А это ошибка, — подчеркнул Михаил Батура.

Будут ли проходить собеседование будущие гейм-дизайнеры, вуз примет решение уже в феврале.

Факт

В МГЛУ также планируют провести эксперимент — предложить дополнительное устное испытание тем, кто поступает на заочное отделение. Ведь студентам, которые выбирают такую форму обучения, предстоит самостоя­тельно осваивать бóльшую часть учебного материала. Готовы ли они к этому?

Замесили тесты

Нижний порог ЦТ по первому профильному предмету в 2018 году могут увеличить на 5 баллов

По мнению Министерства образования, такая мера позволит отобрать наиболее подготовленных абитуриентов.

Так, например, в прошлом году молодые люди, которые поступали на специальности, связанные с филологией или лингвистикой, должны были набрать по первому профильному языку (русскому, белорусскому или иностранному) минимум 20 баллов. В нынешнем эту планку могут поднять до 25!

Кстати

Стоимость учас­тия в ЦТ пока не планируют менять. Она сохранится на прошлогоднем уровне: один учебный предмет обойдется в 0,1 базовой величины (2 руб­ля 45 копеек).

В 2017-м для тех, кто хотел стать математиком, физиком, химиком или биологом, проходной минимум по главному для профессии предмету составлял 15 баллов. А в 2018-м возрастет до 20.

— Требования к абитуриентам повышаются. Необходимо экспертно оценивать, с какой подготовкой приходят в вуз недавние выпускники, могут ли продолжить обучение в высшей школе. Опыт показывает: университеты отчисляют много первокурсников. Особенно это касается тех студентов, которые выбирают платную форму получения образования. Потом родители задают вопрос: «Если знали, что у абитуриента низкий уровень, зачем принимали?» — поясняет директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк. — Когда вводили централизованное тестирование, пороговых значений не было вообще. Те, кто набирал по ЦТ один балл, могли поступать. В итоге у первокурсников наблюдался низкий уровень подготовки, и вузам было сложно подтягивать таких студентов.

В этом году Министерство образования совместно с РИКЗ ­планируют привести в соответствие задания ЦТ и учебные планы средней школы.

— Сегодня при подсчете результатов по тесту используют специальную формулу, которая позволяет ранжировать абитуриентов. Однако теперь задумано внедрить иной подход, благодаря чему тестирование позволит оценивать непосредственно знания поступающего, — подчеркнул Юрий Миксюк.

А вот появится ли в тестах так называемая открытая часть (например, сочинение) — вопрос на перспективу. Для этого необходимо провести серьезную работу: создать соответствующие компьютерные программы, подготовить экспертов, изучить опыт стран, в которых подобная система действует. Ведь главное в отборе абитуриентов — исключить субъективный фактор. А при нынешнем формате зачисления он сведен практически к нулю.

Есть мнение

В том, что к обучению в вузе нужно готовиться со школьной скамьи, уверен и ответственный секретарь приемной комиссии Белорусского государственного университета Вячеслав Молофеев:

— Образовательные стандарты университетов действительно интенсивные. Практикоориентированность высшего образования (тенденция последних лет) предполагает умение студента работать самостоя­тельно, владеть современными информационными технологиями. Так, например, на одно аудиторное занятие предполагается 2-3 часа дополнительной подготовки: в лабораториях, библиотеке, дома.

Справка «ВМ»

Появятся ли в вузах новые специальности

БГУИР. В этом году открывать новые направления не планируют, однако в будущее заглядывают.

— Ожидаем появления нового Общегосударственного классификатора специальностей. Свои предложения вуз по ряду направлений внес. Тенденция такова: специальности будут укрупняться, в их рамках предполагаются профили. Благодаря этому вуз сможет быстро реагировать на потребности экономики в специалистах, обладающих самыми современными знаниями, — отметил ректор БГУИР Михаил Батура.

МГЛУ. Здесь открывается факультет китайского языка. Студенты и ранее его изучали, но в рамках других факультетов вуза. Теперь новое отделение их объединит. В предстоящую вступительную кампанию будут принимать абитуриентов на переводческое и педагогическое направления.

БГПУ. Планируют в нынешнем году открыть новую для высшей школы специальность — готовить учителей в области образовательной робототехники. И материальная база уже имеется: университет недавно презентовал ресурсный центр образовательной робототехники. Здесь будут растить технически подкованных педагогов, приглашать сюда специалистов на переподготовку.

— В Москве такое направление уже освоили, будем сотрудничать с коллегами, — сказал ректор БГПУ Александр Жук.

Поработал – поучись!

На «заочку“ может претендовать работающая молодежь

Наличие трудового стажа не менее 10 месяцев по выбранной специальности теперь необходимо будущим магистрантам, которые выбирают заочную и вечернюю форму обучения.

Такой же подход планируют применять и при приеме абитуриентов на первую ступень высшего образования: чтобы стать студентом заочной или вечерней формы обучения, потребуется опыт работы в соответствующей профилю сфере.

Как отметил Вячеслав Молофеев, практика показывает: молодежь, которая поступает на заочное отделение с трудовым багажом, успешно оканчивает вуз. А вот те, кто стажа по специальности не имеет, впоследствии могут разочароваться в выборе. Наибольший процент таких отчисленных на первом и втором курсах.

Автор: Юлия БУРДО